О важности поведенческих факторов

Яков Коротков 10 июня 2014

Поисковые системы (далее ПС) Яндекс и Google уделяют поведенческим факторам много внимания. Благодаря этому сайты с хорошей посещаемостью, удобной и продуманной структурой, привлекающие как уникальных, так и вернувшихся пользователей, выигрывают конкурентную борьбу за топовые позиции в поисковой выдаче.

Начнём с определения. Поведенческие факторы (далее ПФ) – это факторы ранжирования сайтов в поисковых системах по поведению пользователей. К ним относятся:

  • время, проведенное посетителем на сайте;
  • количество просмотренных страниц;
  • клики по внутренним ссылкам сайта;
  • возвращение посетителя на сайт;
  • отказы.

Связь ПФ с юзабилити

Юзабилити – это удобство сайта для посетителя. Если попросить помощи у всезнающей Википедии, получим такое определение: “Степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью.”

Юзабилити не является измеримой характеристикой сайта, но все ресурсы принято делить на сайты с высоким юзабилити и сайты с низким юзабилити. Чем выше юзабилити сайта, тем он лучше и удобнее для посетителя, тем выше позиции он получит. У сайтов с низким юзабилити всё с точностью до наоборот – они менее удобны для посетителей, имеют низкие позиции в поисковой выдаче.

Поведенческие факторы сайта тесно связаны с юзабилити, его посещаемостью и наличием уникального и качественного контента. Это связано с тем, что поисковые системы заинтересованы в предоставлении своим пользователям только лучших и наиболее релевантных (соответствующих запросу) результатов поиска.

Сайты с хорошим юзабилити обычно имеют низкий процент отказов, что положительно влияет на их поведенческие факторы, которые в свою очередь влияют на позиции сайта. Отказ происходит тогда, когда посетитель, едва открыв ваш сайт, тут же закрывает его, проведя на сайте очень мало времени. Точные формулировки отказов у разных поисковых систем различны, но в любом случае сайты с большим количество отказов не будут ранжироваться так же высоко, как их конкуренты с меньшим количеством отказов. Время нахождения посетителя на сайте и показатель отказов – два наиболее важных поведенческих фактора как для Яндекса, так и для Гугла.

Однако в любых правилах есть исключения. Не всегда пользователю нужно долго находиться на сайте, чтобы узнать всю необходимую информацию. Как следствие, есть категории сайтов, для которых большое количество отказов не означает низкое юзабилити. Например, сайты такси. Посетитель зашёл на сайт, увидел номер нужного такси и закрыл страницу. Бродить по сайту в поисках номера не нужно, так как перевозчики, как правило, указывают свои номера на всех страницах – в шаблонах.

номер службы такси на сайте

Такси Maxim

сайта такси Maxim

Старое такси Москва

сайт формулы такси

Формула такси

Юзабилити сайта и позиции

Зависимость позиций сайтов от качества юзабилити можно увидеть в сравнении. Возьмем запрос “грузоперевозки из Китая”, регион Москва.

Сайт, занимающий 1 место – http://www.panex.ru/

главная страница сайта panex.ru

Краткий аудит удобства сайта:

  1. Каждый элемент сайта (фон, иконки услуг, логотип) говорит о его тематике – «Грузоперевозки».
  2. Текст об услугах удобно разбит на столбцы, текст «Доставка грузов из Китая – по всему миру. Высшие стандарты ответственных грузоперевозок" тоже структурирован, но практически не попадает на первый экран.
  3. Специальные предложения/акции, онлайн-заявка на услуги заметны, но не бросаются в глаза.
  4. Меню представлено в виде кнопок, а не ссылок.
  5. Указан телефонный номер и в Москве, и во Владивостоке.

Сайт, занимающий 50 место – http://vtca.ru/gruzoperevozki-iz-kitaja.html

страница услуг сайта vtca.ru

Краткий аудит удобства сайта:

  1. Почти все полезное пространство занимает огромный неструктурированный текст, который вряд ли кто-то станет читать.
  2. Телефон указан только один (в двух местах), но это не телефон бесплатной линии, а простой городской телефон, на который звонить из Владивостока будет очень дорого.
  3. Левое меню серое, оформлено в виде ссылок, плохо читаемое, малозаметное.
  4. Верхнее горизонтальное меню практически не выделяется из общего вида, все надписи малозаметные, серые.
  5. Больше на первом экране нет ничего, искать нужную информацию вряд ли кто-то захочет.

Пример влияния улучшения поведенческих факторов на позиции сайта

Мы занимались продвижением сайта systema-dv.ru

Что было

Сайт был неудобным для посетителей. Среди главных минусов:

  • Дизайн был заимствован с сайта stslogistics.net, был устаревшим, тусклым. Все изображения выглядели так, словно их просто скопировали, не позаботившись о качестве – пример 1, пример 2.
  • Большую часть главной страницы занимал огромный текст, который никто не читал, и большое изображение с несколькими людьми. Для чего поместили это изображение – не понятно.
  • Новости были аккуратно спрятаны под большим текстом.
  • Сайт выглядел непривлекательно.

Что стало

Нами был сделан редизайн текущего сайта с учетом старых ошибок и пожеланий клиента, а также специфики отрасли. Разница между старым и новым сайтом видна сразу, достаточно посмотреть на до и после.

В таком виде сайт стал удобнее посетителям, рост его поведенческих факторов можно оценить в сравнении с прошлым состоянием:


Дата Отказы Глубина просмотра Время на сайте
1-15 апреля 2014 30,8 %

2,0

00:01:51

1-15 мая 2014 18,8 %

2,4

00:02:25

Рост позиций сайта

Новый сайт был запущен 2 апреля. Предлагаем вам сравнение позиций сайта от 22 мая с днём запуска нового:

позиции сайта systema-dv.ru

Мнения о ПФ

Дабы не переписывать первоисточники, приведём ряд полезных ссылок:

Яндекс для вебмастеров:
Тексты оптимизировались, переоптимизировались, но не выоптимизировались
Яндекс начинает учитывать юзабилити сайтов

Яндекс. Помощь:
Юзабилити сайта
Анализ поведения пользователей

Сергей Кокшаров
Поведенческие факторы в Яндексе — поведение пользователя влияет на ранжирование

Лучше делать хорошие сайты, не экономя на дизайне и не думая о каких-либо хитростях, которые в будущем могут только навредить сайту. Удобство сайта влияет на ранжирование, поэтому как при создании новых сайтов, так и при работе со старыми следует учитывать:

  • Уникальность дизайна
    Ваш сайт не должен быть копией другого сайта. Бездумное копирование конкурентов в любом бизнесе не приносит успеха, в том числе в интернете.
  • Гармоничное оформление контента
    Оформление всех страниц должно быть удобным и понятным. Посетитель должен сразу видеть на любой странице сайта именно то, что ему нужно, без лишних действий.
  • Простота и удобство навигации
    Сайт должен быть удобным и понятным простому посетителю. Сайт, на котором приходится напрягаться и думать о следующем шаге, точно проигрывает сайту с интуитивно понятными интерфейсом и навигацей.

Санкции за накрутку ПФ

Накрутка поведенческих факторов – это ещё один способ обмануть поисковую систему. Как за любой другой приём “чёрного SEO”, за накрутку ПФ вас неизбежно ждёт суровое, но справедливое наказание. Вместо того, чтобы обманывать ПС, лучше потратить время и деньги на улучшение самого сайта – это легально, безопасно, и пользы в итоге будет в разы больше.

Очередные ссылки для ознакомления:

Станислав Ставский
Антифрод – есть ли шансы у накрутчиков поведенческих факторов

Яндекс для вебмастеров:
Об одном из некорректных способов поискового продвижения и его последствиях
Об одном из некорректных способов поискового продвижения и его последствиях – 2
Об одном из некорректных способов поискового продвижения и его последствиях – 3

«Естественная накрутка ПФ» – контекстная реклама

Чтобы сообщить ПС об улучшении поведенческих факторов сайта, нужно иметь на нём стабильный трафик – определённый минимум посетителей в течение 1–3 месяцев. Их поведение на сайте будет сигналом для ПС об улучшении поведенческих факторов вашего сайта.

Привести посетителей на сайт можно разными способами: баннерная реклама, реклама на специализированных форумах, реклама в социальных сетях и так далее. Все они имеют один минус – для их успешной реализации требуется довольно много времени.

Альтернатива этим каналам – контекстная реклама. С её помощью можно максимально быстро привести на сайт заинтересованных посетителей, которые будут совершать целевые действия. Преимущества контекстной рекламы – большая лояльность посетителей к сайту, кратчайшие сроки получения трафика, гибкая настройка.

Контекстная реклама оказывает положительное влияние на поведенческие факторы, так как посетители с контекста (грамотно настроенного, конечно же) имеют большую лояльность (низкий процент отказов, время и глубину просмотра, достаточные для сайтов данной тематики), и сайт будет ранжироваться лучше. Однако если лояльность вашего трафика с контекста будет низкой (такое тоже возможно), то эффект будет обратным – позиции по запросам будут хуже.

Важно понимать, что контекстная реклама напрямую не влияет на позиции сайта. Запустив рекламную кампанию, не стоит надеяться на то, что позиции сразу вырастут. Контекст следует использовать для быстрого привлечения лояльного целевого трафика.

Поделитесь материалом с друзьями и коллегами

Подпишитесь на блог Uplab.
Мы будем делиться с вами всем лучшим, что у нас есть!

Комментарии к статье