Article title
23 мая 2018

Uplab Digital Media:
7 месяцев digital-марафона

Мы любим эксперименты и риски. Безумные идеи и трудные кейсы. Мозговые штурмы и профессиональную конкуренцию. В августе прошлого года загорелись мыслью о совершенно новом проекте, который не был бы похож на предыдущие Uplab Digital Summer и Uplab Digital Weekend, но вобрал бы в себя все лучшее из нашего опыта организации мероприятий. Так получился Uplab Digital Media — 7-месячный курс для начинающих digital-специалистов.
Минимум теории и максимум практики — первое, что мы указали в анонсе. Uplab Digital Summer помог нам прокачать навыки передачи знаний в максимально сжатые сроки и подобрать нужный инструментарий. Uplab Digital Weekend показал, что если сфокусировать участников на реальных задачах и погрузить их в соревновательный процесс, то результат превзойдет все ожидания. Uplab Digital Media (или UDM — как его прозвали в народе) стал логичным продолжением нашей event-деятельности и воплотился в гибридном формате Work&Study.

Курс предлагал на выбор практикоориентированное обучение по 4-м востребованным digital-направлениям:
Контент-маркетинг
Социальные медиа (SMM)
Поисковое продвижение (SEO)
Дизайн
Более 10 спикеров со всей России, 8 интересных проектов от разнопрофильных компаний Чувашии, шанс показать себя в деле и получить приглашение на работу — вот, что ожидало тех, кто попадет в заветный список участников UDM.
Проект стартовал в октябре 2017-го и завершился в апреле 2018-го. Его главная миссия заключалась в увеличении количества и качества человеческих ресурсов в сфере digital в Чувашской Республике. В основном мы ориентировались на начинающих специалистов, которые уже имеют представление о заявленных в резюме проекта специализациях и хотят получить реальный практический опыт разработки и реализации интернет-проектов. Организационный формат Uplab Digital Media предполагал, что все стороны получают выгоду: и агентство (в виде потенциальных сотрудников), и заказчики (в виде готовых проектов и потенциальных сотрудников), и участники (знания, навыки, трудоустройство).

Как сформировали команду

7 месяцев — продолжительный срок для частных курсов подготовки специалистов. Многим людям непросто расписать свою жизнь на полгода вперед и взять на себя ответственность за результаты других. Поэтому к формированию команды проекта мы подошли очень серьезно — пригласили к участию в качестве организаторов, методистов, тренеров и экспертов лишь тех, с кем уже работали, на кого можно положиться, кто не подведет.

В состав dreamteam проекта вошли сотрудники Uplab, которые воодушевленно ждали старта UDM: генеральный директор Павел Тарелкин, исполнительный директор Сергей Вакатов, офис-менеджер Анастасия Золкина (координатор UDM), редакторы Анастасия Макарова, Артем Гаврилов и Алексей Семенов, специалист по рекламе Александр Плеханов, SMM-специалист Ольга Ламбасова и дизайнер Лидия Федорова, а также наши друзья и партнеры — канд. пед. наук Марина Михайлова (методист UDM), арт-директор агентства «Идея Фикс» Денис Громов, журналист портала Cheb. Media Анастасия Алексеева и др.

Как отбирали участников

Процедура отбора участников (подробный рассказ по ссылке) строилась на одном простом принципе: мотивация кандидата была важнее предшествующего опыта. Мы были готовы обучать с нуля. Однако тут нас ждал сюрприз — немало заявок поступило от людей, которые уже имеют постоянное место работы и как минимум годовой опыт в digital за плечами.

В качестве инструмента отбора мы впервые использовали методику speed-dating (быстрые свидания), и она сработала. Принцип конвейера (карусели, ромашки) позволил за короткое время пообщаться с большим количеством кандидатов и объективно оценить возможности каждого из них. В результате из 116 приглашенных на собеседование участников отобрали 72 человека.

Как построили работу курса

Организация обучения

Участники самостоятельно выбрали направление обучения. Организаторы рандомно закрепили за каждым определенный проект. Образовалось 8 команд — мини-редакций, в составе которых было 2−3 редактора, 2 SEO-специалиста, 2 SMM-специалиста и 2 дизайнера.

Теоретические знания участники проекта Uplab Digital Media получали на еженедельных 2-часовых занятиях с экспертами по направлениям и самостоятельно дома, имея доступ к обширной базе знаний digital-агентства Uplab (книги, презентации, вебинары, ссылки на образовательные ресурсы). Проектные задачи решали на еженедельных 4-часовых коворкингах под руководством менторов — своих наставников. Дополнительные знания и навыки в digital приобретали на интенсивах, которые проводили приезжие российские спикеры.

Заказчиками выступили ведущие компании республики: 3 промышленных предприятия, 1 телекоммуникационная компания и частные лица. Каждый проект потребовал от участников погружения в незнакомую тему, разработки маркетинговой стратегии, создания сайта. Два проекта были чисто медийными и подразумевали массивный объем работы по созданию контента.
Каждый месяц по результатам работы участники отчитывались перед заказчиками. Также они вели дневники команды на платформе Medium. При любой встрече ребята благодарят нас за эту идею и признаются, что частенько перечитывают посты и ностальгируют.

Прочувствуйте нашу атмосферу:
При запуске Uplab Digital Media мы договорились между собой, что называем менторами тех, кто «ведет» команду, а экспертами — тех, кто обучает. Некоторые специалисты выполняли в проекте обе функции. За передачу знаний в основном отвечали наши сотрудники: занятия по контент-маркетингу вели Артем Гаврилов и Анастасия Макарова, по SMM — Ольга Ламбасова, по SEO — Александр Плеханов, по дизайну — Лидия Федорова.

По каждому из направлений мы обозначили набор навыков, которые желали сформировать у участников. А еще постарались исключить из своего лексикона слово «лекция»: нам хотелось, чтобы учебный процесс был максимально активным и практикоориентированным для всех команд.

Важные встречи и полезные знакомства

Одной из эффективных форм обучения стали интенсивы. Востребованные специалисты из Москвы провели авторские мастер-классы:
  • «Intro. Введение в веб-дизайн» (Дмитрий Глумов, арт-директор Uplab);
  • «Запуск и развитие онлайн-медиа» (Александр Белановский, журналист, ведущий «Эха Москвы», в прошлом — главный редактор изданий «Йод» и Griffon);
  • «Нативная реклама от нуля до результата» (Родион Скрябин, директор по развитию «Лайфхакера»);
  • «Работа службы технической поддержки в социальных сетях» (Дмитрий Дудкин, руководитель центра компетенций по работе с интерактивными СМИ ПАО «Ростелеком»).
Большим и приятным сюрпризом стала встреча участников с совсем еще юным по возрасту, но уже очень опытным в своем деле Андреем Федоровым. 14-летний ученик одной из чебоксарских школ умело обращается с камерой и профессионально снимает разные видеоролики. Его высокий уровень съемки и монтажа мы отметили, когда оценивали работы участников муниципального чемпионата JuniorSkills по компетенции «Мультимедийная журналистика».

Мы считаем, что эксперт — далеко не всегда седовласый и ученый человек с кучей степеней высшего образования, поэтому пригласили начинающего видеографа провести мастер-класс на тему «Создание видеоконтента. Основы монтажа».

До позднего вечера ребята снимали и собирали собственные видеоролики, учились разным операторским приемам, пробовали использовать подходящие под конкретную съемку эффекты. Получилась одна из самых запоминающихся встреч проекта. Участники восхищались способностями спикера, обращались к нему за советом и отмечали его профессионализм. Конечно, отпустить Андрея с пустыми руками мы не могли — вручили ему благодарность и сертификат в детский развлекательный центр.

Глобальная неделя медиаинформационной грамотности в Чебоксарах

Погружение в мир медиа и журналистики происходило на Uplab Digital Media в полном объеме. Одно из своих занятий наш редактор Артем Гаврилов и по совместительству эксперт направления «контент-маркетинг» решил приурочить к важному международному событию — Глобальной неделе медиаинформационной грамотности, которая проходит по всему миру по инициативе ЮНЕСКО с 25 октября по 1 ноября. Чебоксары в нашем лице к этой образовательной акции присоединились впервые.

Участники обсуждали самые свежие журналистские тренды и говорили о вдумчивом медиапотреблении, учились профессионально писать новости, анализировать информацию и ее источники по формуле IMVAIN, а также использовать приемы фактчекинга.
Приятно осознавать, что наш проект стал зачинателем уроков новостной грамотности в Чувашии. Узнайте, как чебоксарцы становились медиаграмотными, — смотрите посты и читайте комментарии наших участников по хештегам: #GlobalMILWeek21, #MIL_Cheboksary, #МИГ_Чебоксары и #uplabmedia.

Как справлялись с трудностями

В процессе работы над проектами стало понятно, что в одних командах есть избыточные ресурсы, для которых нет достаточной нагрузки, а в других — все наоборот. Поэтому неизбежны были небольшие ротации.

После Нового года мы слегка видоизменили формат. Центр тяжести при выполнении проектных задач переместился из команд в специализированные отделы: контента, SMM, SEO и дизайна.
Под конец проекта мы провели финальное интервью с участниками. Это было значительно проще, чем отобрать лучших. Все-таки 28 финалистов — не 116 кандидатов. Это был не экзамен, а дружеская беседа, организованная, чтобы получить обратную связь, чтобы лучше сформулировать и отрефлексировать для себя все наши «грабли» (кстати, в рабочих документах проекта есть файл под названием «Грабли», в который мы заносили наши мысли о том, что можно было бы сделать лучше).

Во многом наше видение совпало с тем, о чем откровенно рассказывали нам ребята. Большинство из них отнесли к важным моментам работу команды на коворкингах, положительно оценили интенсивы и практическую направленность обучения. Некоторым участникам не хватило состязательности (мы отказались от балльно-рейтинговой системы в оценке работы команд из-за слишком большой разницы в специфике проектов и невозможности создать единые критерии), многие остро ощущали нехватку жесткого контроля и «волшебного пендаля», которые заставили бы их перестать прокрастинировать.

По некоторым вопросам мнения наших участников разделились: кому-то больше понравилась первая часть проекта за более плотную работу в команде, кому-то — работа в отделах за возможность потрудиться над задачами других проектов. Большинство ребят посчитали правильным то, что их «бросили» сразу в практику, но кое-кто чувствовал себя неуютно без предварительной и основательной теоретической подготовки, хотя последние все же признавали, что такой подход научил их не бояться нового.

Финал

14 апреля состоялось финальное мероприятие. Команды представили свои проекты, рассказали об успехах и трудностях, получили подарки от Uplab и самое главное — наши рекомендательные письма для будущих работодателей, в которых мы подробно описали, чему научились наши участники, какие задачи выполнили в ходе работы над проектом, как проявили себя. Кстати, некоторые ребята уже смогли устроиться на работу и считают немаловажным фактором успеха то, что указали в резюме обучение в Uplab.
По итогам Uplab Digital Media мы сделали вывод, что краткосрочные и среднесрочные проекты с минимально жизнеспособным продуктом в качестве результата эффективнее, поскольку позволяют сохранять фокус на задачах, концентрацию участников на проектах и менее подвержены внешним факторам вроде изменения планов или возможностей заказчика. Направлений обучения и проектов должно быть меньше: так будет легче обеспечить их качество. Формат интенсивов нужно использовать активнее: сконцентрированный во времени большой объем информации от крутого спикера воспринимается участниками лучше.
В целом длительный марафон Uplab Digital Media обеспечил нас кадровым резервом, прекрасным опытом проведения долгосрочных мероприятий и множеством наработок, которые можно использовать в будущих образовательных проектах.

Семь месяцев самодисциплины и самомотивации, напряжения и творчества. Не все спринтеры дотянули до финала. Наград удостоены только самые стойкие — прекрасная порода людей, привыкших доводить начатое до конца. Мы ими гордимся. Рады, что эти долгие семь месяцев они были с нами, и уверены, что с каждым из них нам еще предстоит плодотворное сотрудничество.

Отзывы участников

226

Поделитесь материалом с друзьями и коллегами

Комментарии к статье

+7 499 653 78 83