Как мы делаем
прототипы сайтов

Axure 8 — новые возможности и приемы в работе
Алексей Андреев
проектировщик
В перечне работ почти над каждым сайтом в Uplab есть этап проектирования. Исключение составляют разве что небольшие проекты или сайты с wow-эффектом, где практически нет интерфейса.

Из многих сервисов для прототипирования мы выбрали Axure — мощный и удобный инструмент для верстки динамических страниц. Такой прототип максимально близко показывает, как будет работать будущий сайт.
Оглавление

Инструменты прототипирования

Рынок инструментов прототипирования переживает настоящий бум — в год появляется по несколько новых сервисов, а существующие энергично развиваются и обрастают функционалом. Из тех, что запомнились:

  • UXPin — веб-приложение, которое позволяет создавать интерактивные прототипы с помощью элементов из библиотек, импортировать объекты из Adobe PS и Sketch, поддерживает командную работу. Кстати, команда UXPin часто выпускает бесплатные электронные книги на английском языке по теме UX.
  • Justinmind — десктопное приложение, позволяющее делать как схематичные прототипы, так и полноценные дизайн-концепции интерфейса. Можно создавать и настраивать интерактивные события, совместно работать над проектом.
  • Atomic — относительно новое веб-приложение, можно настроить простые анимации и переходы между страницами, поддерживает командную работу. В новой версии обещают добавить различные события, интерактивные поля ввода, экспорт кода.
  • Framer — выделяется среди конкурентов тем, что дает возможность создавать взаимодействия для импортированных макетов с помощью кода, написанного на CoffeeScript.
  • Sketch/Photoshop + Craft от Invision — связки для создания прототипов с простыми взаимодействиями.
  • Adobe XD — более молодой прямой конкурент Sketch.

И это далеко не все инструменты, их значительно больше. Тема обзора и сравнения сервисов для создания прототипов заслуживает отдельной статьи, которую мы обязательно напишем. А пока расскажу, почему мы выбрали (и полюбили) Axure:

  • Работает «из коробки» — открываете программу и сразу создаете динамические прототипы.
  • Довольно прост в освоении — простой прототип с несложными взаимодействиями сделаете меньше чем за час.
  • Можно быстро вносить изменения благодаря специальным инструментам («мастерам»).
  • Широкие возможности для создания динамических взаимодействий — от простых переходов между страницами до drag-n-drop интерфейсов. На прототипе наглядно видно, как будет работать готовый проект.

Не так давно мы перешли на Axure 8. В статье расскажем, что нам больше всего понравилось, и поделимся приемами, которые постоянно используем при создании прототипов.

Полезные новшества Axure 8

Axure 7 стал популярным инструментом проектировщиков благодаря ощутимому развитию относительно предыдущей версии. В Axure 8 мы также увидели много приятных новшеств и улучшений, которые значительно упростили прототипирование.

Интерфейс

Поскольку Axure в основном используют проектировщики интерфейсов, сначала расскажу о новом интерфейсе программы.

Так выглядел интерфейс в седьмой версии:
Интерфейс Axure 7
Интерфейс Axure 7
А вот как он выглядит в Axure 8:
Интерфейс Axure 8
Интерфейс Axure 8
Что сразу бросается в глаза: упростили цветовую схему, заменили иконки на более минималистичные, добавили «воздуха» в верхнюю панель инструментов, сделали ее больше по высоте, убрали лишние кнопки действий в панели мастеров, две панели для настройки виджетов объединили в одну, убрали нижнюю панель с настройками страницы (теперь она справа).

Мое мнение как пользователя — стало лучше. А как проектировщик скажу, что новый интерфейс кажется более «чистым», легче воспринимается визуально.

Настройка панели инструментов

Панель инструментов Axure 8
Панель инструментов Axure 8
Одно из моих любимых нововведений — можно настроить, какие инструменты будут отображаться в верхней панели. Для этого перейдите в меню View Toolbars — Customize Main Toolbar, после чего откроется окно с настройками:
Окно настройки видимости инструментов на панели
Окно настройки инструментов на панели

Встроенная библиотека иконок

В Axure 7 для вставки иконок в прототип приходилось подключать сторонние библиотеки виджетов. Обычно я подключал иконочный шрифт Font Awesome (инструкция). В Axure 8 он доступен прямо в панели виджетов.
Открытие библиотеки с иконками в панели виджетов Axure 8
Открытие библиотеки с иконками в панели виджетов Axure 8
Эти виджеты, в отличие от подключаемой библиотеки Font Awesome, являются фигурами, а не текстовыми символами, а значит:

  • размер изменяется с помощью задания ширины–высоты элемента (в Font Awesome изменялся заданием размера шрифта);
  • цвет меняется путем заливки элемента (в Font Awesome изменялся заданием цвета шрифта).

Snapshot

Виджет “Snapshot” в панели виджетов
Виджет Snapshot в панели виджетов
Позволяет быстро создать блок со скриншотом выбранной страницы. Используйте Snapshot вместе с Connector tool (Ctrl+3) для создания карт переходов по страницам/экранам проекта:
Пример карты переходов по страницам
Пример карты переходов по страницам

Управление виджетами

Раньше эта панель называлась Widget Manager, теперь — Outline Page. Расположение осталось неизменным — в правом нижнем углу. Приятные нововведения:

  • Теперь для виджетов в панели добавлены условные графические обозначения, чтобы проще было найти нужный. Для сравнения:
  • Порядок расположения виджетов в списке теперь можно настроить.
Два варианта:
1) сначала показываются виджеты на верхних слоях;
2) сначала показываются виджеты на нижних слоях.
Настройка порядка виджетов в списке
Настраиваем порядок виджетов в списке
Как видно из скриншота, по умолчанию в Axure 8 виджеты в списке располагаются от верхнего к нижнему, что вполне логично. Лично меня вводило в недоумение расположение виджетов в обратном порядке в Axure 7.

  • Виджеты, сгруппированные на странице, теперь группируются и в списке виджетов:
Группе можно задать имя, изменить ее положение в слоях прямо из списка виджетов. Искать нужную группу и работать с ней стало намного удобнее.

Pen & Point

Расположение инструментов “Pen” и “Tool” на панели
Расположение инструментов Pen и Tool на панели
Эти инструменты, привычные для векторных графических редакторов, позволяют рисовать произвольные векторные фигуры прямо в Axure. При помощи «Пера» вы создадите новые фигуры, задавая точки и кривые. «Точка» дает возможность произвольного изменения готовых фигур.

Наглядный пример создания произвольной фигуры с официального сайта:

Пропорциональное изменение размеров

В Axure 7 пропорционально изменить размер фигуры можно было только растягиванием с помощью курсора и зажатой клавишей Shift. При задании ширины или высоты через поле ввода на панели инструментов изменялась только эта величина, что не всегда было удобно. В Axure 8 это проблема решена благодаря функции сохранения пропорций:
Активация функции сохранения пропорций
Активация функции сохранения пропорций
После ее активации при вводе числового значения для одного из параметров фигуры, вторая величина изменяется пропорционально первой.

Другие нововведения

Я постарался подробно описать наиболее значимые нововведения, но изменений и улучшений в Axure 8 куда больше. Вкратце расскажу о других:

  • Новые возможности стилизации виджетов:

    • настройка отображения границ для отдельных сторон прямоугольника;
    • включение и отключение скругления для отдельных углов прямоугольника;
    • большое количество вариантов кастомизации стрелок.

  • Добавлены виджеты-стикеры.
Стикеры в Axure 8
Стикеры в Axure 8
  • Добавлены новые взаимодействия:

    • действие для создания прозрачности элемента (Set opacity);
    • события, происходящие при вращении (OnRotate), при выборе элемента (OnSelected), при отмене выбора (OnUnselected), при изменении размера (OnResize);
    • события и действия теперь можно применять к группам виджетов.

  • Улучшена работа с анимацией:

    • исправлены огрехи в расчете тайминга при нескольких анимациях в одном событии — теперь они происходят одновременно;
    • добавлены новые виды анимации — вращение (Flip), переворот (Rotate);

Посмотрите пример созданной в Axure анимации, взятый с официального сайта
  • Доработана функция печати прототипа — появился предпросмотр, можно изменить формат бумаги.

  • Изменен сайдбар с информацией о прототипе в браузере — теперь там есть консоль с логом событий, которые запускаются на странице.

Приемы для упрощения работы

Использование «мастеров»

«Мастер» в Axure — набор элементов, который можно использовать в прототипе много раз. Например, вы хотите внести правки в шапку сайта. Чтобы не переделывать header на всех страницах, сделайте его «мастером» и разместите везде, где надо.
Создание мастера из элементов страницы
Создание мастера из элементов страницы
Удобнее всего создавать «мастеров» для:

  • шапки и подвала сайта;
  • навигационного меню;
  • повторяющегося сайдбара на страницах;
  • анонсов статей или новостей, карточек с контентом;
  • карточек товаров продукции и т. д.

Авто-ширина и авто-высота

Включение авто-ширины и авто-высоты в настройках виджета
Есть еще способ попроще, это делается прямо в рабочей области:
a. Клик по левой или правой стороне включает авто-ширину
b. Клик по верхней или нижней стороне включает авто-высоту
c. Клик по углам элемента включает сразу оба параметра

Равные отступы (Distribute)

Удобный инструмент для создания строки ссылок (например, в меню) с равными промежутками между ними:

Cтили виджетов (Widget Style Editor)

Возможность задать стиль оформления сразу всем виджетам избавляет от рутинных действий по настройке каждого нового виджета, добавленного на страницу. Чтобы открыть меню настройки стилей, перейдите в Project — Widget Style Editor:
Окно настройки стилей виджетов
Окно настройки стилей виджетов

Настройка области выделения

В Axure 8 по умолчанию если часть элемента попадает в область выделения, то выделяется весь этот элемент:
Если хотите выделять только элементы, полностью находящиеся в области, переключите режим выделения:
Переключение режимов выделения на панели инструментов

Скрытие виджетов в рабочей области

Если на странице много динамических панелей, работать с ней в рабочей области становится неудобно из-за нагромождения элементов. В этом случае виджеты можно скрыть через список:

Переменные

Используйте переменные, чтобы создавать сложные взаимодействия и связывать их между страницами. Можно, например, показывать разные шапки сайта авторизованным и неавторизованным пользователям.

Список функций, с которыми можно работать при использовании переменных (англ.)

Заметки

Если нет возможности показать в прототипе какое-то действие или нужно добавить описание работы элемента, используйте инструмент Notes:
Создание заметки для прямоугольника
Заметки можно добавить и к странице:

Вставка изображений

В Axure есть виджет Image для вставки изображения на страницы прототипа. Но это можно сделать проще: просто скопируйте изображение на рабочем столе, в браузере или в открытом редакторе и вставьте на страницу прототипа Ctrl+V.

Вставка логотипа в сайдбар прототипа

Чтобы вставить логотип в проект, в окне Generate HTML выберите пункт Logo, кликните на кнопку Import и выберите нужный файл на диске:

Стилизация страницы ввода пароля

Чтобы изменить внешний вид страницы, на которой вы вводите пароль для доступа к прототипу, зайдите в свой аккаунт на share.axure.com и перейдите в раздел Branding:
Шаблон страницы загружается в виде .rp файла, можно скачать несколько готовых шаблонов.

Создание адаптивных прототипов

Axure позволяет создавать адаптивные прототипы — можно указывать размеры экрана, при которых будет перестраиваться прототип, определить наследование:
Настройка адаптивности в Axure
Настройка адаптивности в Axure
Иногда стоит отказаться от создания адаптивных прототипов в Axure, поскольку можно столкнуться с двумя проблемами:
1
Плохая производительность прототипа при большом количестве точек слома. Когда у вас, например, 4–5 разных разрешений прототипа и около десяти страниц, он начинает притормаживать при работе в браузере.
2
Сложная поддержка всех разрешений. Адаптивный прототип неудобно править: проверять и редактировать приходится каждое разрешение в отдельности. Особенно сложно поддерживать адаптивный прототип для проектов, где много разных разделов и страниц. Мы сами столкнулись с такой проблемой при работе над городскими порталами. После этого пришли к выводу, что целесообразно делать адаптивные прототипы только для сайтов с небольшим количеством страниц и со значительной долей мобильной аудитории. Это не значит, что готовый сайт получится статичным. Просто в процессе прототипирования мы стараемся учитывать, как будут перестраиваться блоки на других разрешениях.

Полезные ссылки

Напоследок несколько полезных ссылок по теме:

  • Канал Егора Камелева на Youtube На канале Егора можно найти много видео-руководств по работе в Axure: это и уроки по созданию сложных взаимодействий, и обучающие видео для совсем новичков.



Поделитесь материалом с друзьями и коллегами

Подпишитесь на блог Uplab.
Мы будем делиться с вами всем лучшим, что у нас есть!

Комментарии к статье
Похожие материалы
Обратитесь к нашим экспертам для решения ваших задач
Обратная связь
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (.PDF)
ул. Новослободская д. 61, стр. 2
+7 499 653 78 83
ул. Нижегородская, д. 6
+7 8352 55 60 56
© 2006–2017
digital-агентство Uplab
Обратная связь
ул. Новослободская д. 61, стр. 2
+7 499 653 78 83
ул. Нижегородская, д. 6
+7 8352 55 60 56
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (.PDF)
© 2006–2017 digital-агентство Uplab