Article title
21 августа 2018

Технологии Big Data: как использовать большие данные в маркетинге
~12 минут на чтение

Термин Big Data появился в 2008 году. Впервые его употребил редактор журнала Nature — Клиффорд Линч. Он рассказывал про взрывной рост объемов мировой информации и отмечал, что освоить их помогут новые инструменты и более развитые технологии.

Алексей Семёнов
редактор
Большие данные (Big Data) — общее название для структурированных и неструктурированных данных огромных объемов, которые эффективно обрабатываются с помощью масштабируемых программных инструментов. Такие инструменты появились в конце 2000 годов и стали альтернативой традиционным базам данных и решениям Business Intelligence.

Анализ больших данных проводят для того, чтобы получить новую, ранее неизвестную информацию. Подобные открытия называют инсайтом, что означает озарение, догадку, внезапное понимание.

Функции и задачи больших данных

Когда говорят о Big Data, упоминают правило VVV — три признака, которыми большие данные должны обладать:
1
Volume — объем (данные измеряются по величине физического объема документов).
2
Velocity — данные регулярно обновляются, что требует их постоянной обработки.
3
Variety — разнообразные данные могут иметь неоднородные форматы, быть неструктурированными или структурированными частично.
В России под Big Data подразумевают также технологии обработки, а в мире — лишь сам объект исследования.
В 2007 году стал популярен новый тип машинного обучения — Deep learning (Глубокое обучение). Он позволил усовершенствовать нейронные сети до уровня ограниченного искусственного интеллекта. При обычном машинном обучении компьютер извлекал опыт через примеры программиста, а при Deep Learning система уже сама создает многоуровневые вычисления и делает выводы.
К источникам больших данных относят:
  • Интернет — соцсети, блоги, СМИ, форумы, сайты, интернет вещей (IoT).
  • Корпоративные данные — транзакционная деловая информация, архивы, базы данных.
  • Показания устройств — датчиков, приборов, а также метеорологические данные, данные сотовой связи и т. д.
Для корректного функционирования система больших данных должна быть основана на определенных принципах:
  • Горизонтальная масштабируемость — любая система, которая обрабатывает большие данные должна быть расширяемой. Если объем данных вырастет в 2 раза, то количество серверов в кластере также должно быть увеличено в 2 раза.
  • Отказоустойчивость — необходимое условие при большом количестве машин, которые неизбежно будут выходить из строя.
  • Локальность данных — для снижения издержек данные необходимо обрабатывать на том же сервере, где они хранятся.
Активнее всего большие данные используют в финансовой и медицинской отраслях, высокотехнологичных и интернет-компаниях, а также в государственном секторе.

Big Data в бизнесе

Всех, кто имеет дело с большими данным, можно условно разделить на несколько групп:
  • Поставщики инфраструктуры — решают задачи хранения и предобработки данных. Например: IBM, Microsoft, Oracle, Sap и другие.
  • Датамайнеры — разработчики алгоритмов, которые помогают заказчикам извлекать ценные сведения. Среди них: Yandex Data Factory, «Алгомост», Glowbyte Consulting, CleverData и др.
  • Системные интеграторы — внедряют системы анализа данных на стороне клиента. К примеру: «Форс», «Крок» и др.
  • Потребители — компании, которые покупают программно-аппаратные комплексы и заказывают алгоритмы у консультантов. Это «Сбербанк», «Газпром», «МТС», «Мегафон» и другие компании из сферы финансов, телекоммуникаций, ритейла.
  • Разработчики готовых сервисов — предлагают готовые решения на основе доступа к большим данным. Они открывают возможности Big Data для широкого круга пользователей.
Основные поставщики больших данных в России — поисковые системы. Они имеют доступ к массивам данных, а кроме того, обладают достаточной технологической базой для создания новых сервисов.

Google

На рынке бизнес-аналитики с 2012 года, когда компания запустила Google BigQuery — облачный сервис для анализа Big Data в режиме реального времени. Через год его интегрировали в Google Analytics Premium — платную версию счетчика. Недавно Google представила Cloud Bigtable — масштабируемый, облачный сервис баз данных.

«Яндекс»

Большинство сервисов компании построено на анализе больших данных: поисковый алгоритм на основе нейросетей «Палех», машинный перевод, фильтрация спама, таргетинг в контекстной рекламе, предсказание пробок и погоды, распознавание речи и образов, управление беспилотными автомобилями.

Некоторое время в «Яндексе» существовало отдельное подразделение Yandex Data Factory, которое оказывало консультационные услуги крупным компаниям. Но впоследствии эта структура была внедрена в отдел поиска.

Mail.Ru Group

Система веб-аналитики «Рейтинг Mail.Ru» — первый проект, который начал применять технологии обработки больших данных. Сейчас Big Data используется практически во всех сервисах компании — «Таргет.Mail.Ru», «Почта Mail.Ru», «Одноклассники», «Мой Мир», «Поиск Mail.Ru» и других.

С помощью анализа больших данных Mail.Ru таргетирует рекламу, оптимизирует поиск, ускоряет работу техподдержки, фильтрует спам, изучает поведение пользователей и т. д.

«Рамблер»

Сначала медиахолдинг использовал большие данные только в поиске, а затем в компании появилось направление датамайнинга. «Рамблер» применяет технологии для персонализации контента, блокировки ботов и спама, обработки естественного языка.

Выгоды использования технологии в бизнесе

  • Упрощается планирование.
  • Увеличивается скорость запуска новых проектов.
  • Повышаются шансы проекта на востребованность.
  • Можно оценить степень удовлетворенности пользователей.
  • Проще найти и привлечь целевую аудиторию.
  • Ускоряется взаимодействие с клиентами и контрагентами.
  • Оптимизируются интеграции в цепи поставок.
  • Повышается качество клиентского сервиса, скорость взаимодействия.
  • Повышается лояльность текущих клиентов.
Интерес к технологиям больших данных в России растет, но у Big Data есть как драйверы, так и ограничители.

Big Data в маркетинге

Зачем нужны большие данные в маркетинге? Анализ массивов информации о компании открывает новые возможности:
  • Понять работу бизнеса в цифрах.
  • Изучить конкурентов.
  • Узнать своих клиентов.
Маркетинг сможет выйти на новый уровень понимания и аналитики, что позволит снизить издержки и увеличить продажи.

Выгоды использования технологии в маркетинге

  • Создание точных портретов целевых потребителей.
  • Предсказание реакции потребителей на маркетинговые сообщения.
  • Максимальная персонализация рекламных сообщений.
  • Увеличение кросс-продаж, повторных продаж, ремаркетинга.
  • Поиск и определение причин популярности востребованных товаров и продуктов.
  • Совершенствование продуктов и услуг, повышение лояльности клиентов.
  • Повышение качества обслуживания.
  • Предупреждение мошенничества.
  • Снижение издержек в работе с поставщиками и клиентами.
Благодаря специальным сервисам технологии больших данных, Big Data найдется применение в любом отделе маркетинга, в том числе среднего и малого бизнеса. Вам не потребуется устанавливать и обслуживать дорогостоящее оборудование и содержать специалиста.

Сервисы Big Data

«1С-Битрикс BigData»

Облачный сервис для персонализации торговых предложений, встроенный в систему управления сайтом. Позволяет повысить качество управления и эффективность рекламы, увеличить средний чек, объемы продаж и конверсию за счет персональных предложений, которые создаются на основе знаний о пользователе.
Подключение сервиса
RTB Media

Сервис по управлению закупками цифровой рекламы, который помогает эффективно участвовать в RTB-аукционах. Использует большие данные для привлечения нужных покупателей. С помощью сервиса можно настроить кросс-канальный, поисковый и товарный ретаргетинг.
Демо-версия сервиса
Alytics

Система сквозной аналитики с автоматизацией контекстной рекламы и интерактивными отчетами. Возможности: аналитика, интерактивные дашборды, коллтрекинг, автоматическое управление контекстной рекламой. Позволяет эффективно управлять рекламными бюджетами, предоставляет отчет о таких показателях, как CPA, ROI, выручка и др. Внедряется в несколько кликов, подойдет для специалистов по контекстной рекламе, маркетологов и руководителей.
Интерфейс раздела аналитики
Crossss

Сервис для мультиканальной персонализации интернет-магазинов, своеобразный мерчендайзинг для e-commerce. Сервис собирает информацию об интересах пользователей, анализирует ее и помогает предугадывать желания покупателя. Crossss может перестроить контент сайта лично на каждого пользователя на основе его поведения: выстроить выкладку товаров в каталоге, создать персонализированные и таргетированные почтовые рассылки.
Раздел аналитики в сервисе
Технологии Big Data уже обыденность — множество компаний использует их для решения задач своего бизнеса, наряду с автоматизацией и CRM. В перспективах — применение технологий Blockchain, глубокое внедрение искусственного интеллекта, повсеместный переход на облачные сервисы и платформы для самостоятельной работы с данными, а также анализ Dark Data — всей неоцифрованной информации о компании.
1233

Поделитесь материалом с друзьями и коллегами

Комментарии к статье

+7 499 653 78 83