«Войти через Госуслуги» — такую кнопку на некоторых сайтах могли заметить российские интернет-пользователи. Как российский портал государственных услуг создал свою систему идентификации пользователей, почему она называется ЕСИА (ESIA), какая расшифровка у этого термина и безопасно ли логиниться через Госуслуги на сторонних сайтах: рассказываем в этой статье.
Госуслуги в России: тысяча функций на одном портале
Сегодня Госуслуги (gosuslugi.ru) стали незаменимым помощником для многих граждан. Те, кто уже использовал портал госуслуг, особенно для получения документов и справок, подтвердят: это действительно быстро и удобно. Например, разработчики сайтов сегодня получают сертификаты SSL (удостоверение безопасности сайта) через Госуслуги. Кроме этого, на Госуслугах можно оплатить штрафы, получить выписку из электронной трудовой книжки, записаться к врачу, встать в очередь в детский сад, расшифровать свою будущую пенсию, предотвратить образование задолженностей и получить ещё сотни услуг, а значит, сэкономить десятки часов времени.
Работа портала Госуслуг законодательно описана в постановлении правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года № 977. В документе определяются основные принципы и порядок предоставления государственных услуг через информационные системы, а также устанавливаются требования к их организации и функционированию.
Важные пункты документа:
требования к созданию и функционированию единой системы предоставления госуслуг.
меры по обеспечению безопасности информации, передаваемой в рамках предоставления госуслуг.
возможность подачи заявлений и получения информации в электронном виде.
Это постановление стало важным шагом в развитии электронного правительства РФ.
Но и это ещё не всё. Аккаунты на Госуслугах широко используются для более простой регистрации и авторизации физических лиц на различных сайтах, включая государственные структуры и даже коммерческие организации. Подробнее о том, как пользоваться этими функциями и при чем здесь ЕСИА и могут ли хакеры расшифровать ваши данные из ЕСИА и получить госуслугу за вас, мы и хотим рассказать в этой статье.
Важные определения и другие вводные
Для начала немного теории. Сайт gosuslugi.ru тесно связан с ЕСИА, единой системой идентификации и аутентификации. ЕСИА представляет собой удобный инструмент для безопасного доступа к различным онлайн-сервисам. Система изначально разрабатывалась именно для Госуслуг: чтобы выполнять авторизацию пользователей и надежно хранить их персональные данные. А значит, она изначально была хорошо продуманной и защищенной. Официально интернет-портал ЕСИА и сейчас привязан к домену gosuslugi.ru, но его возможности стали гораздо шире. ЕСИА необходима для того, чтобы обеспечивать возможность получения услуг пользователям на Госуслугах и других интернет-ресурсах.
В «учётке» ЕСИА (ESIA) содержится важная информация о профиле пользователя, включая паспортные данные, СНИЛС, ИНН, банковские реквизиты; сведения о налогах и штрафах — тоже. Вся информация о пользователях в безопасности, потому что у ЕСИА надежные механизмы защиты, а расшифровка данных происходит только внутри системы.
Регистрация в ЕСИА (ESIA) — необходимый шаг для не только для получения госуслуг и муниципальных услуг, но и для взаимодействия между разными ведомствами тоже. И безопасной авторизации пользователей в на сайтах, где обязательна аутентификация, что простыми словами значит «проверка подлинности данных».
Ключевая функция ЕСИА для пользователей — доступ к множеству важных государственных сайтов и информационных систем. Один раз пройдя регистрацию в ЕСИА (ESIA), пользователи могут получать разнообразные госуслуги и муниципальные услуги в электронном формате. Один логин и пароль — на различных интернет-порталах и сайтах, а значит, не нужно хранить десятки паролей от сервисов.
Где можно авторизоваться с аккаунтом ЕСИА (ESIA):
на gosuslugi.ru,
в личном кабинете СФР (аббревиатура расшифровывается как «Социальный фонд России»),
в личном кабинете ФГИС ФРИ (аббревиатура расшифровывается как «Федеральная государственная информационная система территориального планирования»),
в личном кабинете ЕГИССО
и на других сайтах региональных и федеральных органов исполнительной власти, где предоставляются электронные услуги.
Госуслуги в электронном формате стали более удобными для граждан благодаря использованию одного и того же логина и пароля для доступа на различные порталы, где настроена авторизация через ЕСИА (ESIA). Например, теперь можно узнать информацию о своем пенсионном счете, оплатить налоги и штрафы, подавать заявления и заказывать справки, все это без посещения государственных учреждений. Достаточно иметь под рукой смартфон, компьютер или планшет, чтобы зайти на сайт госуслуг и получить всё нужное.
После подключения к ЕСИА (ESIA) пользователь открывает для себя множество возможностей: участие в онлайн голосованиях, обращения в государственные учреждения, жалобы на нарушения прав, использование разнообразных электронных сервисов. Полный спектр госуслуг, включая подачу заявлений и оплату пошлин и сборов, сегодня доступен онлайн.
Регистрация в единой системе ЕСИА позволяет эффективно взаимодействовать с официальными лицами онлайн, а значит, избежать проблем с документами при аутентификации и заполнении электронных форм, ведь в электронных кабинетах многие данные подтягиваются автоматически.
Данные пользователя на Госуслугах заполняются автоматически
Для чего нужен профиль пользователя в ЕСИА?
Без регистрации в системе ЕСИА (ESIA) вы не сможете получить доступ к различным государственным и муниципальным сервисам, ведь именно ЕСИА является гарантом безошибочной аутентификации пользователя: они позволяют предотвратить утечку ваших данных в сети. Но есть и дополнительные причины сделать себе учётную запись.
Удобство доступа и упрощение взаимодействия с государством. Посредством авторизации через ЕСИА (ESIA) можно получить доступ к государственным услугам через интернет, легко подавать заявления, получать справки не посещая учреждения лично. Для этого вы можете скачать приложение в google. play или зайти на сайт через домашний компьютер.
Безопасность. Авторизация через ЕСИА — надежный способ попадать на сайты, которые работают с вашими личными данными.
Идентификация. Регистрация в ЕСИА позволяет подтвердить личность пользователя, что важно для получения услуг, где нужна авторизация.
Доступ к личному кабинету. После регистрации в ЕСИА можно управлять своими данными, просматривать историю обращений и получать уведомления.
Регистрация в ЕСИА (ESIA) значительно упрощает взаимодействие граждан с государственными органами и получение госуслуг. Многие сайты предлагают авторизацию через ЕСИА как альтернатив Google, Яндекс или социальным сетям: это удобно, быстро и соответствует законам РФ.
Как создать упрощенную учетную запись в ЕСИА?
Упрощенная «учётка» — быстрый способ зарегистрироваться в ЕСИА. Она содержит не все данные, но её достаточно, чтобы пользоваться услугами муниципальных и государственных учреждений через их сайты.
Для регистрации необходимо ввести фамилию, имя, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты в форму упрощенной учетной записи.
После этого нажмите на кнопку «Зарегистрироваться».
Если выбран способ регистрации через мобильный телефон, то на указанный номер будет отправлено СМС-сообщение с кодом подтверждения. Этот код необходимо ввести в специальное поле на экране в течение предлагаемого времени.
Если сессия истекла, можно запросить новый код для подтверждения номера телефона.
По завершению регистрации, а будет создана упрощенная учетная запись, данные которой система отправит на указанный адрес электронной почты. Время действия ссылки для создания единой «учётки» ограничено тремя сутками, в течение этого времени вы должны пройти по ссылке и заполнить логин, пароль и другие данные. Пароль должен содержать более 8 символов латинского алфавита, включая строчные и заглавные буквы, цифры и специальные символы (!"$%&'()+,-./:;<=>?@[]^_{|}).
Упрощенная учетная запись позволит воспользоваться ограниченным набором функций на госуслугах, таких как оплата штрафов ГИБДД, поиск ИНН и оплата судебных задолженностей. После данной регистрации можно подать заявку на повышение уровня до стандартного.
Как получить доступ ко всем функциям
Чтобы повысить статус упрощенной учётной записи до стандартной, нужно выполнить следующие шаги:
Предоставить сведения о себе:
ФИО и дата рождения;
информация о гражданстве и месте рождения;
данные документа, удостоверяющего личность;
данные страхового свидетельства (СНИЛС).
Пройти идентификацию.
Ввод личных данных
Личные данные вводятся в специальные поля, после чего необходимо нажать на кнопку «Отправить». После этого система автоматически осуществит проверку предоставленных данных в государственных органах. Результат будет отражен на персональной странице в профиле пользователя в разделе «Мои данные».
Важно: для применения изменений необходимо выйти из аккаунта и снова войти. Если этого не сделать, другие системы будут продолжать обрабатывать данные учетной записи как упрощенной.
Идентификация
Предлагаются такие способы:
Через онлайн-банк. Пользователю нужно быть клиентом банка, который предлагает возможность подтвердить единую учетную запись ЕСИА. Актуальный список банков и их сервисов можно найти по ссылке, которую пользователь найдет в личном кабинете.
Получить код подтверждения личности по почте. Необходимо указать адрес доставки кода подтверждения личности, нажав на ссылку «заказным письмом». Примерно через две недели вы получите по почте заказное письмо с кодом подтверждения, который нужен для ввода на сайте.
Пользователь может обратиться в центр обслуживания, где гражданину нужно предъявить паспорт и СНИЛС, указанные при регистрации. Список центров обслуживания есть на сайте Госуслуг (gosuslugi.ru).
Через сайт mos.ru (официальный сайт мэра Москвы). Если у вас есть полная учётная запись на этом сайте, вы можете использовать функцию «Привязать учетную запись к "gosuslugi.ru»".
С помощью средства усиленной квалифицированной электронной подписи. Для аутентификации требуется принести электонную подпись на физическом носителе. Подпись выдаётся аккредитованным удостоверяющим центром, перечень таких центров доступен на сайте Госуслуг.
Подтверждённая учётная запись в ЕСИА даёт доступ к максимально широкому спектру электронных госуслуг и сервисов. При возникновении сложностей в её подтверждении граждане могут обратиться в региональные МФЦ.
ЕСИА в мобильном телефоне
Мобильное приложение личного кабинета ЕСИА предназначено для использования на мобильных устройствах различных платформ.
Не нужно запоминать логин и пароль, если ваш телефон поддерживает разблокировку по ПИН-коду или отпечатку пальца. Возможности приложения включают в себя получение информации о различных событиях, таких как изменение статусов заявлений, информация о штрафах и задолженности, прием к врачу, операции по паспорту (получение/смена), а также множество другой полезной информации. Вы можете подать заявление на получение паспорта (и загранпаспорта тоже), запросить выписку по пенсионному счету, подать заявку на социальные программы: каталог услуг зависит от вашего региона.
ЕСИА и кибербезопасность
Помнить о защите данных важно всегда. Несмотря на то, что ЕСИА надёжная, при работе с ней также необходимо соблюдать правила безопасности.
Безопасен ли вход на другие сайты через ЕСИА? Как защитить свои данные?
Рекомендации для пользователей включают в себя соблюдение правил безопасности и конфиденциальности. Персональные данные хранятся в единой базе ЕСИА, система обработки информации аттестована. Каждая программа в составе портала проходит сертификацию. Расшифровка личных данных сторонними сервисами невозможна, а значит ваши данные не «утекут» из системы.
Восстановление доступа к электронной почте через ЕСИА. Источник: mail.ru
Но важно помнить, что безопасность зависит не только от защищенности базы. Это означает, что для обеспечения безопасности данных и устройств необходимо придерживаться нескольких важных правил.
Используйте высококачественный антивирус и регулярно обновляйте его для проверок различных угроз.
Не авторизуйтесь на подозрительных сайтах из общественных сетей (например, Wi-Fi в отеле, в кафе).
Никому не говорите ваши логины, пароли и ПИН-коды, чтобы предотвратить возможные утечки информации. Не храните их там, где злоумышленники смогут их украсть и расшифровать ваши личные данные.
Безопасно ли добавлять интеграцию с ЕСИА на сайт?
Разработчики, которые обеспечивают надежную защиту от мошенников и проверяют данные пользователей, могут внедрить аутентификацию через Госуслуги на своем сайте. Важно убедительно объяснить пользователям смысл этого шага. Предоставление данных необходимо для безопасного и удобного взаимодействия с ресурсом. Если пользователи уверены в этом, они с удовольствием используют вход через Госуслуги (ЕСИА).
О том, как настроить интеграцию сайта с ЕСИА и какие ресурсы ее запрашивают, мы писали в отдельной статье.
Данная функция может быть полезна для различных типов онлайн-платформ, включая отели, туристические операторы, автосалоны, интернет-порталы с объявлениями, агентства недвижимости и другие компании, которые работают с личными данными в профиле пользователей и где осуществляются подача и заполнение документов.
Вход через Госуслуги на популярный сайт. Источник: sravni.ru
Перед подачей заявления важно убедиться, что интеграция данных из учетных записей ЕСИА возможна для этого сайта. Коммерческие компании имеют право получать не все данные, поэтому важно быть готовым к возможным ограничениям. Говоря простыми словами, не все интерфейсы могут «подтянуть» данные из ЕСИА.
Саммари
ЕСИА позволяет безопасно и удаленно получать государственные и коммерческие услуги, требующие передачи личных данных
Регистрация на ЕСИА нужна для сохранения в безопасности ваших данных и корректной передачи их при взаимодействии с различными сайтами, такими как gosuslugi.ru.
Для создания упрощенной «учетки» вам понадобится немного времени, гаджет, имеющий доступ к сети интернет и ваши базовые данные — мобильный телефон, Ф.И.О. и адрес электронной почты. Такие документы как паспорт, СНИЛС, добавляются в ЕСИА уже после, чтобы повысить статус профиля пользователя и иметь возможность получать наибольшее количество услуг на gosuslugi.ru и не только.
Чтобы ваши данные из учетной записи ЕСИА были в безопасности и не попали к злоумышленникам, важно ответственно относиться к ним. Это означает бережно хранить личную информацию (документы, пароли к компьютеру и к сайтам) и пользоваться проверенным и качественным ПО, а ещё не передавать данные на вход другим людям.
Читайте по теме
20 мин.
14568
Интеграция сайта с госуслугами
12 мин.
2991
Взаимодействие человека и компьютера: как улучшить UX в 2024 году
6 мин.
3550
Новые тренды в digital: на что обратить внимание в 2024 году
Расскажите о вашем проекте
Расскажите о вашем проекте
Кратко опишите свою задачу, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки
Комментарии к статье
Комментарии: 0