Для некоторых профессий наличие должностной инструкции обязательно. Например, для частных охранников (Закон РФ от 11.03.92 N 2487-I), работников ядерных объектов (Приказ Ростехнадзора от 08.09.2015 № 343).
Хорошая должностная инструкция за пару минут решает споры о том, что входит и что не входит в должностные обязанности работника. Это внутренний организационно-распорядительный документ, содержащий список всех должностных обязанностей работника и проясняющий его права и ответственность. Должностная инструкция может заметно облегчить жизнь как руководства и HR, так и самого сотрудника, но при условии, что она составлена грамотно и вдумчиво. Могут ли нейросети помочь в написании должностных инструкций, или вреда от них больше, чем пользы? Мы в Uplab проверили это в своей работе и теперь знаем: искусственный интеллект может не просто сэкономить время HR-специалистов, а буквально совершить революцию в составлении кадровых документов! Все подробности рассказали в этой статье и приложили промпты для ChatGPT.
Должностная инструкция (ДИ) — это локальный нормативный акт организации. Он детализирует функции работника, определенные в трудовом договоре, то есть уточняет и конкретизирует обязанности, права и ответственность сотрудника на определенной должности. Должностная инструкция обычно включает в себя наименование должности и отдела; перечень обязанностей, функций, прав и полномочий, а также сферу ответственности сотрудника. Именно к ней обращаются сотрудники компании, когда возникают вопросы «несу ли я (или другой сотрудник) ответственность за это» и «входит ли это в мои (или его) обязанности». То же самое при необходимости может сделать и руководитель.
Возможности ИИ постоянно растут. Ещё пару лет назад пользователи задавались вопросом «Почему нейросети не могут нарисовать руки?», а теперь арты от Midjourney используют при разработке сайтов и рекламных банеров и в написании программного кода. Нейросети могут эффективно помогать и HR-специалистам: анализировать резюме с помощью своих алгоритмов, составлять описания вакансий при подборе персонала, а также писать нормативные документы.
Генеративный искусственный интеллект (такие известные модели как ChatGPT, DeepSeek, DALL-E и другие), могут генерировать в том числе и должностные инструкции. Их алгоритмы постоянно совершенствуются, и сегодня результат выглядит достаточно хорошо, хотя и нуждается в фактчекинге. Мы в Uplab смогли не просто сэкономить время HR-специалистов, внедрив нейросети в работу по составлению должностной инструкции, а буквально перевернули процесс с ног на голову: все инструкции создал руководитель компании с помощью нейросети, а эксперты из кадровой службы и руководители направлений провели фактчекинг. Рассказываем подробности и делимся расчетами, сколько времени это сэкономило.
Павел Тарелкин, CEO Uplab
«К использованию нейросетей в составлении должностных инструкций мы пришли потому, что у нас в компании много отделов, а значит, и много руководителей. Если бы каждый руководитель сам делал эту должностную инструкцию, то сложность была бы в том, чтобы задать стандарт и сделать все инструкции единообразными. Поручить составление всех инструкций HR мы тоже не могли, потому что у них нет глубокой экспертизы в том, какой специалист в нашей компании чем занимается, у кого какие роли и так далее.
Как уже описано выше, классический процесс составления должностной инструкции выглядит так:
Это достаточно длинный процесс, в котором много переписок и согласований.
Мы «перевернули пирамиду» и поступили наоборот. Я, руководитель компании, с помощью ChatGPT написал должностные инструкции для всех специалистов и отдал их на утверждение руководителям отделов. Отмечу, что комментариев и правок было немного , потому что я уделил внимание промптам и корректировал их, чтобы получить хороший результат.
Какие этапы работы у меня были:
1. Создал таблицу с уровнями должностей в компании, чтобы наглядно видеть, какие должности у нас есть и как они взаимосвязаны.
2. Создал первый тестовый промпт для ChatGPT на примере должностной инструкции для тестировщика. Я не использовал никакие референсы и не задавал структуру инструкции, всё это было сгенерировано самой нейросетью.
3. Проанализировал результат, подкорректировал промпт. Так, я добавил в запрос фразу, что все инструкции надо делать по образцу предыдущих, чтобы сохранить единообразие. Если использовать ChatGPT на его официальном сайте, то история переписки сохраняется, и нейросеть «запомнит» все правки и учтёт их в последующей работе.
4. В разработке документов я шел от общего к частному: сначала просил нейросеть составить должностную инструкцию для отдела, а потом добавлял части для конкретных специальностей. Ниже, для примера — инструкция для менеджера проектов.
5. Результат применения нейросетей: первые несколько должностных инструкций были созданы за час, а на последующие понадобилось минут 30-40. На написание всех инструкций ушло два рабочих дня.
6. Ещё неделю заняло утверждение инструкций с руководителями направлений и с HR, правки и загрузка в КЭДО. Этим занимался HR-отдел.
Я думаю, что мы проделали эту работу в разы быстрее, чем по классической схеме. И этот «обратный принцип», то есть написание должностных инструкций «сверху вниз», возможен только благодаря ChatGPT, потому что без этого инструмента я бы не стал тратить по 8-10 часов на каждую инструкцию, не считая правок.»
Трудовой кодекс (за редким исключением) не требует от работодателей наличия должностных инструкций для каждого работника и не устанавливает санкции за их отсутствие. Однако эти документы важны для эффективной организации рабочего процесса.
Для некоторых профессий наличие должностной инструкции обязательно. Например, для частных охранников (Закон РФ от 11.03.92 N 2487-I), работников ядерных объектов (Приказ Ростехнадзора от 08.09.2015 № 343).
Для большинства профессий закон также не регламентирует, насколько детально права и обязанности сотрудников описаны в трудовом договоре, а насколько — в должностной инструкции. Поэтому компании могут устанавливать здесь внутренние стандарты в зависимости от своей структуры, сферы работы и других факторов.
ДИ обычно состоит из пяти основных разделов:
Создание и внедрение инструкций требует активного участия как HR-отдела, так и руководителей подразделений. На плечи кадровиков ложится анализ потребностей организации и изучения рынка труда, составление самих инструкций и ознакомление с ними сотрудников. Руководители должны консультировать в процессе разработки, а также вносить правки в готовый вариант, учитывая потребности производства. Топ-менеджеры проверяют, отражает ли документ ценности и актуальные цели компании, и утверждают его окончательный вариант.
Должностные инструкции разрабатываются для каждой позиции в штатном расписании. В них нужно указывать только деловые качества: вносить в ДИ личные качества, такие как возраст, пол и так далее, недопустимо. Инструкции могут быть как типовыми (разработанными для целого отдела), так и создаваться под конкретные должности, если эта деятельность обладает определенной спецификой.
В хорошей ДИ есть точные и понятные формулировки, а не обобщенные характеристики. Например, «специалист по переходу на цифровой документооборот» куда понятнее, чем «инновационный менеджер». В качестве основы можно использовать примеры из «Единого квалификационного справочника должностей», но обязательно дополнить, учитывая специфику компании.
Процесс составления должностной инструкции начинается со сбора информации о должности и сотруднике. Для этого можно использовать несколько методов, которые помогут сформировать полное представление о роли сотрудника в организации.
Должностная инструкция должна быть структурирована таким образом, чтобы ее легко было читать и воспринимать. Используйте заголовки и подзаголовки для удобства чтения. Рекомендуемая структура может включать следующие разделы:
Должностная инструкция как локальный нормативный акт относится к организационно-распорядительным документам, поэтому при оформлении необходимо учитывать ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации».
После составления должностную инструкцию согласовывают с руководством. Обычно на ней ставят свои визы разработчик инструкции, работник кадровой службы, работник юридической службы и непосредственный руководитель работника. Сотрудники под роспись знакомятся с ДИ при приёме на работу или переходе на другую должность.
Если инструкция — это отдельный документ, то нужно выпустить приказ с указанием изменений, утвердить новую редакцию ДИ и ознакомить с ней сотрудника под подпись. Если ДИ — приложение к трудовому договору, то с сотрудником заключают дополнительное соглашение, в котором фиксируют все изменения.
Комментарии к статье
Комментарии: 0