Иллюстрации для статей и постов — правила подбора картинок и фотографий

Как выбрать иллюстрацию

10 мин. 11688
image
Алексей Семёнов редактор
Как выбрать иллюстрацию
Изображения обогащают текст, подтверждают сказанное и помогают быстрее и лучше понять материал. Делимся советами, как привлечь внимание читателя, грамотно расставить акценты и выделить главное.
Сочетание «картинка + текст» выигрывает даже у видео, поскольку позволяет практически мгновенно составить представление о содержании. Изображения решают самые разные задачи:
Привлекают внимание и вызывают отклик — картинки в соцсетях используют для эмоционального вовлечения.
Улучшают подачу материала — это задача иллюстраций в материале. Они должны усилить, подтвердить или заменить текст там, где это необходимо.
Сообщают характер и тему — это работа заглавной картинки.
Чтобы картинка не мешала, а, наоборот, помогала лучше воспринимать информацию на странице, она должна быть качественной. Объясняем, что это значит.

Требования к изображениям

Высокое разрешение при оптимальном размере

Некоторые CMS автоматически оптимизируют изображения — уменьшают их разрешение и вес, чтобы страница сайта прогружалась быстро. Однако далеко не все, поэтому лучше оптимизируйте изображения вручную с помощью специальных сервисов.

Для полноэкранной картинки минимальный размер составляет 1600 пикселей по широкой стороне, оптимально подходит формат FullHD (1920×1080). Изменить размер изображения можно в графических редакторах.

Чтобы изображение меньше весило, перед размещением на сайт обработайте его в одном из онлайн-сервисов:
Compressor.io — работает с JPEG, PNG, GIF, SVG.
Optimizilla — оптимизирует GIF, JPG, и PNG.
TinyPNG — поддерживает JPG и PNG.
Web Resizer — позволяет менять размер и немного редактировать изображения.
Image Optimizer — можно выбрать качество и размеры.
Compressjpeg.com — сжимает PDF, JPG и PNG.
Все эти действия положительно скажутся на скорости загрузки страницы.

Эстетичность

Помимо технической стороны, важна эстетическая. Изображения должны быть четкими, резкими, а также отвечать следующим требованиям:
Иметь правильную экспозицию. Снимок не должен быть слишком темным или пересвеченным.
Передавать объем и перспективу. Избегайте перспективных искажений и плоских фотографий. Последние часто получаются при вспышке «в лоб».
Иметь естественные цвета. Перенасыщенные по цвету фотографии смотрятся плохо.
Быть «чистой». Избегайте цифрового шума, зернистости, пикселизации, засветов.
Эти правила касаются документальных и художественных фотографий. В ряде случаев, частью правил можно пренебречь. Например, в репортажной фотографии, когда нет иного выбора.
Пример качественной фотографии. Источник
Пример качественной фотографии

Легальность

На сайте стоит размещать только те картинки, к которым не может быть предъявлено претензий о нарушении авторского права. Картинки, загруженные из Google, «Яндекс» и различных сайтов не являются таковыми. Чтобы не нарушать закон:
Используйте собственные изображения.
Приобретайте изображение непосредственно у автора.
Загружайте с фотостоков.
Загружайте и используйте изображения по лицензии Creative Commons.
У каждого изображения из поиска есть автор.
У каждого изображения из поиска есть автор.

Уместность и контекст

Рассмотрим, какие изображения не подходят.

Стоковые клише. Картинки и ассоциации с первых страниц стоков и поисковых систем настолько затасканы, что использовать их не стоит. Они совершенно не вызывают отклика.
Однообразные, шаблонные картинки не произведут впечатления. Они есть у большинства.
Однообразные, шаблонные картинки не⦁произведут впечатления. Они есть у⦁большинства.
Дословные иллюстрации. Не стоит иллюстрировать ровно то, что написано в заголовке. Картинка должна дополнять текст, а не изображать.

Изображения, которые конфликтуют с темой или не связаны с ней. Абстрактные, оторванные от текста картинки никак не помогут в восприятии информации.
Изображение на картинке не связано с темой.
Однообразные, шаблонные картинки не⦁произведут впечатления. Они есть у⦁большинства.
Тусклые и серые фотографии, изображения плохого качества. Во-первых, они не привлекают внимания, во-вторых, создают плохое впечатление, в-третьих, способны испортить даже хороший материал.

Изображения неизвестных людей. Любые фотографии стоит подписывать, тем более если этих людей мало кто знает. Если речь идет о главной картинке в статье, имя героя стоит указать в заголовке.

Отличительные черты хорошего изображения:
Затрагивает дополнительный ряд ассоциаций — вызывает эмоции, наводит на мысли.
Яркое и привлекает внимание — стимулирует пользователя ознакомиться с материалом.
Оно создано специально для материала — вы что-то сфотографировали, отсканировали, нарисовали.
Дает дополнительную информацию — упрощает и ускоряет восприятие информации.
Если вы что-то объясняете, используйте собственные фотографии. Источник
Если вы что-то объясняете, используйте собственные фотографии

Какие форматы изображений использовать

Фотографии. Собственные, авторские, бесплатные и стоковые. Если вы рассказываете о каком-то событии, нужны фотографии с места событий. Их можно сделать самим, купить у фотографа или найти на стоках с пометкой Editorial.
Фотография с места событий дает материалу дополнительный вес. Источник
Фотография с места событий дает материалу дополнительный вес
Иллюстрации: мемы, комиксы, рисунки. Формат отлично подходит и часто используется для соцсетей. Но также может быть использован в статьях. Один из видов иллюстраций — коллаж, когда исходную картинку дополняют рисунками и подписями.
Каждая статья в блоге снабжается собственной иллюстрацией. Источник
Каждая статья в⦁блоге снабжается собственной иллюстрацией
Инфографика, диаграммы, графики, схемы, карты, чертежи. Сложную или объемную информацию проще представить графически и схематически. Любые цифры, сравнения и статистику легко понять в виде картинки.
Схема наглядно объясняет устройство поезда на солнечных батареях. Источник
Схема наглядно объясняет устройство поезда на солнечных батареях
Скриншоты. Незаменимы при описании сервисов, сайтов, функционала программ. Позволяют показать то, что сложно и бесполезно описывать словами.
Скриншот, иллюстрирующий функционал программы.
Скриншот, иллюстрирующий функционал программы
Гифки. Иногда, чтобы показать что-то, лучше использовать анимацию. Гифка может совмещаться со скриншотом, комиксом или рисунком. В соцсетях можно использовать «движущиеся фотографии» — синемаграфику, особенно эффектно выглядят пейзажи.
Гифка, которая демонстрирует интерфейс amoCRM.
Гифка, которая демонстрирует интерфейс amoCRM

Где взять изображения

Если нет возможности создать изображение, найдите его в интернете. Если соблюсти ряд условий или воспользоваться открытыми источниками, претензий со стороны закона не будет.

Источники можно разделить на 4 категории:

Платные стоки. Здесь все просто — вы покупаете файлы, доступные в базе готовых изображений. Ресурсы обычно имеют коммерческую направленность, здесь удобно искать фотографии еды, предметов, людей. Единственное — не стоит брать результаты с первых страниц — они используются чаще.

Бесплатные фотостоки. Позволяют скачивать фотографии и готовые иллюстрации. Сложно найти фотографии коммерческой направленности, зато можно подыскать интересные и необычные картинки, которые привлекут внимание к материалу.

Общедоступные изображения. Изображения можно свободно использовать через 70 лет после смерти автора. Поэтому обратите внимание на живопись, архивные фотографии и т.д.

Поиск по картинкам с лицензией Creative Commons. Лицензии разрешают бесплатное использование изображений, но с определенными ограничениями, например, с указанием авторства и в некоммерческих целях. Следует учесть, что даже косвенное получение дохода считается коммерческим использованием. Ознакомьтесь с ограничениями и возможностями типа лицензии той картинки, которую собираетесь использовать.

Сервисы с фотографиями и иллюстрациями

Программы для создания скриншотов, диаграмм и инфографики

Имейте в виду: с картинками можно переборщить. Если использовать чересчур много изображений, текст может потеряться. В итоге пользователь не станет читать материал — просто пролистает и закроет его.

Найдите золотую середину — грамотно структурируйте статью. Чередование текста и картинок позволит грамотно управлять вниманием читателя. Иллюстрации помогут выделить важное или вызвать нужные эмоции.

Другие статьи

Микроразметка для «Яндекс» и Google: как настроить и проверить

7 июня 2019

30 мин.

32656

Микроразметка для «Яндекс» и Google: как настроить и проверить

Телефония в «Битрикс24»: что предлагают мобильные операторы

30 мая 2018

10 мин.

19173

Телефония в «Битрикс24»: что предлагают мобильные операторы

Как использовать шрифт без нарушения авторских прав

22 октября 2019

15 мин.

107005

Как использовать шрифт без нарушения авторских прав

Услуги

Сайты и сервисы

Создаем удобные и эффективные сайты, которые нравятся пользователям и хорошо продвигаются в поисковых системах.

Дизайн

Сервисный дизайн на основе аналитики, метрик и пользовательского опыта — продуктовый подход для создания привлекательных и эффективных решений.

Аналитика

Изучаем бизнес клиента и его конкурентов, подбираем инструменты и способы продвижения.

SEO-продвижение

Увеличиваем органический трафик на сайте и снижаем затраты на привлечение клиентов.

Расскажите
о вашем проекте