Как мыслить креативно? Эффективные способы

12 января 2018
10 мин. 51092
image
Артем Гаврилов редактор
Как мыслить креативно? Эффективные способы

Что такое креативное мышление

Креативное мышление — это способность неординарно воспринимать окружающий мир и генерировать новые оригинальные идеи. Простыми словами развитие креативного мышления — это процесс отклонения от традиционных или принятых схем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач.

Принято считать, что креатив — забота творческих людей. Врачи, инженеры, сельхозработники и другие негуманитарные специалисты якобы работают по проверенным алгоритмам и уверены в том, что делают. Но если бы все рассуждали так, то не было бы ни научно-технической революции, ни каких-либо изобретений.
Творческое мышление, в том числе в науке и бизнесе, — двигатель прогресса. Оно позволяет расширить взгляд на проблему, найти новые подходы к решению задач и стать первооткрывателем — предложить нечто более ценное тому, что есть сейчас.
Чтобы перестать рассуждать шаблонно и начать воспринимать окружающую действительность свежо, нужно регулярно покидать зону комфорта своих мыслей — использовать специальные технологии развития креативного мышления.

Классическая методика

В психологии наиболее известны 2 метода совершенствования креативности: «Мечтатель, реалист и критик» и «Шесть шляп». Первый принадлежит американскому художнику-мультипликатору Уолту Диснею, второй — британскому психологу Эдварду де Боно. Оба способа помогают ускорить поиск интересных идей, начать мыслить творчески и поступать более предусмотрительно.

Метод «Мечтатель, реалист и критик»

Ролевая игра, при которой нужно решить конкретную проблему с трех разных позиций — мечтателя, реалиста и критика. В первом случае вы входите в образ энтузиаста-воображалы и предлагаете самые несуразные идеи. Во втором — становитесь прагматиком, составляете четко последовательный план действий по решению проблемы и обдумываете его несколько раз. В третьем — рассуждаете как привереда, вычисляете критические моменты и находите ошибки в предложенном. Роли можно распределять между несколькими людьми или примерять каждую из них на себя.

Метод «Шесть шляп»

При подготовке проекта вам следует поочередно «надеть» 6 шляп разного цвета. В белой — внимательно и беспристрастно проверить все факты, в черной — отыскать недостатки, в желтой — проанализировать преимущества, в зеленой — прикинуть еще несколько идей, в красной — эмоционально отреагировать, а в синей — подытожить проделанную работу.

Эдвард де Боно советует избегать клише, чаще сомневаться, обобщать альтернативы и быть смелее в идеях.

Подборка упражнений от коллег и партнеров

Классические методы развития креативности — лишь одна из тропинок на пути к преодолению стандартных моделей мышления. Достичь цели поможет разнообразие. Вместе с коллегами и партнерами мы подготовили несколько интересных, а главное — проверенных упражнений, которые регулярно используем сами и хотим посоветовать вам.

Случайные связи

Работа с воображением. Откройте первую книгу, которая попалась вам в руки. На развороте выберите наугад два любых слова. Скорее всего, по смыслу взаимосвязаны они не будут. Ваша задача — сопоставить их и придумать одну общую для них историю, пусть и нереальную на самом деле.
идеолог и основатель Apple
Стив Джобс
Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют.

Таблица ассоциаций

Упражнение для тех, кто пребывает в творческом поиске. Перед вами таблица с буквами. Сфокусируйте взгляд и запомните слово, которое увидели первым. Долго не раздумывая, назовите 5 ассоциаций, связанных с ним. Эти понятия будут стимулировать поиск идей и станут импульсом к задаче, которую вам не удается решить.
Таблица ассоциаций для развития креативности

Жареные факты

Метод Наталии Альгешкиной, руководителя направления «Маркетинг и коммуникации» Чувашского отделения ПАО Сбербанк.

Еще со студенческих времен для того, чтобы оценить риски пришедшей в голову идеи или проекта, использую забавный, но эффективный метод. Представляю себе потенциальный результат и рассуждаю, как на него могут отреагировать «желтые» и традиционные «белые» СМИ.

Представим, что наша организация X проводит благотворительную акцию по установке инклюзивной площадки в конкретном микрорайоне города Y. «Белое» СМИ, скорее всего, выпустит материал с заголовком в стиле «Компания Х подарила республике первую площадку для детей-инвалидов». «Желтое» же может отреагировать неожиданно: «Компания Х пиарится за счет детей-инвалидов» или «Компания Х оплатила рекламу микрорайона Y, играя на чувствах инвалидов».

Таким образом, перебирая подобные заголовки и рассуждая как охочий до жареных фактов журналист, можно, во-первых, разглядеть слабые места своего проекта, а во-вторых, сразу отработать его будущие репутационные и PR-риски. Ну и в конце концов, отвлечься от рутины и немного повеселиться!

Креативный архитектор

В этом упражнении вы — архитектор. Напишите на листе бумаги 10 любых существительных, которые приходят на ум. Например, киви, зима, бронза и т.д. Представьте, что перечисленные слова — 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете его загородный дом. А теперь по методу аналогий начинайте заполнять участок: «киви» — поклейте в комнатах обои зеленого цвета, «зима» — предусмотрите во дворе пространство под ледовый каток, «железо» — поставьте в помещении бронзовые фигуры и дальше продолжайте по такому принципу. Включите воображение и создайте реальный проект дома.

Музей одной картины

Метод Лидии Федоровой, дизайнера Uplab.

Хочу поделиться с вами одним из своих любимых упражнений по креативу для дизайнеров. Познакомилась с ним во время обучения бренд-дизайну в московской академии коммуникаций Wordshop. Представьте, что вы открываете музей одной картины. Например, посвященный полотну «Сын человеческий» Магритта Рене. В этом музее все должно отражать стиль и смысл послания художника. Вам нужно будет придумать и нарисовать пиктограммы — основные обозначения помещений для указателя, соблюдая требования. Экспериментируйте, фантазия безгранична!
Метод одной картины для развития креативности

Дешифровка иероглифов

Найдите в интернете исторические фрагменты египетского иероглифического письма. Всмотритесь в символы, предположите, что они могут обозначать, и на основе собственных догадок сочините несколько историй. Вы удивитесь, сколько интересных сюжетов придумали. Некоторые из них — обязательно «выстрелят» при очередном поиске идей.
Фрагменты египетского иероглифического письма
Мыслить интереснее, чем обычно, можно научиться. Уделяйте указанным выше упражнениям 10−15 минут в день и не хватайтесь за все сразу. Уже через месяц вы обнаружите изменения — начнете замечать больше, смотреть глубже. Творчество заразительно, а жизнь многогранна. Кто знает, может, следующее выдающееся изобретение будет принадлежать именно вам?

Другие статьи

Как правильно выстроить воронку продаж

23 августа 2018

15 мин.

155028

Как правильно выстроить воронку продаж

Зачем бизнесу создавать собственные маркетплейсы

22 апреля 2021

Зачем бизнесу создавать собственные маркетплейсы

Гид по KPI: как определить эффективность интернет-маркетинга

6 сентября 2018

10 мин.

37419

Гид по KPI: как определить эффективность интернет-маркетинга

Услуги

Сайты и сервисы

Создаем удобные и эффективные сайты, которые нравятся пользователям и хорошо продвигаются в поисковых системах.

Дизайн

Сервисный дизайн на основе аналитики, метрик и пользовательского опыта — продуктовый подход для создания привлекательных и эффективных решений.

Аналитика

Изучаем бизнес клиента и его конкурентов, подбираем инструменты и способы продвижения.

SEO-продвижение

Увеличиваем органический трафик на сайте и снижаем затраты на привлечение клиентов.

Расскажите
о вашем проекте