Также в TCO обычно включают непредвиденные (или неочевидные) расходы. Например, стоимость масштабирования: некоторые технические решения делают расширение системы очень дорогим, и это нужно понимать «на берегу». Приведём ситуацию из жизни: компания решила сделать онлайн-магазин с большим ассортиментом на 1С-Битрикс. Но наступила «чёрная пятница», и выяснилось, что сервис заявок перегружается. В таких системаз как 1С-Битрикс нельзя локально масштабировать один сервис, поэтому приходится это делать горизонтально: наращивать мощность серверов. В какой-то момент мощность начинает расти в геометрической прогрессии, пока не упирается в потолок. В результате получается дорогостоящая инфраструктура, для большинства «узлов» которой её мощность избыточна.
А ещё возможные убытки от простоя. Здесь логика простая: чем выше вероятность отказа, тем чаще будут простои, а значит, упущенная выгода выше. И, наконец, прогноз удорожания хостингов, лицензий и т.д. тоже должны быть отражены в совокупной стоимости владения.
Три причины фиксировать TCO в ТЗ:
-
чтобы сравнить подрядчиков по полной корзине затрат, а не по красивой стартовой цене;
-
чтобы избежать скрытых платежей и непредвиденных расходов в будущем;
-
чтобы спланировать бюджет на весь срок жизни решения, а не на первый релиз.
Хорошим решением будет запросить у разработчика совокупную стоимость владения хотя бы на три года, с разбивкой по месяцам, и прописать сценарии для разных вариантов нагрузки и числа пользователей (минимальный / базовый / пиковый).
Технический стек и поддержка: когда дешевле не значит лучше
Ещё один блок, о котором надо задуматься на этапе составления ТЗ — стоимость первой и второй линий технической поддержки. Часть тикетов заказчик может закрыть на своей стороне, а часть передаёт разработчику. И здесь от разработчика зависит, насколько заказчик сможет сам решать проблемы: это определяется в том числе и тем, как устроены системы управления заявками и контентом.
Техническая поддержка от разработчика — это не только решение рутинных проблем с контентом и устранение «багов». Это ещё и масштабирование, обновление. И разработчик, который не хочет брать своего заказчика в заложники, не будет выбирать редкую систему управления контентом или сложные решения для интеграций. Не каждая команда с ними разберется, а потому заказчик всегда будет ограничен в выборе техподдержки.
Мы в Uplab как разработчик всегда выбираем тот стек, который эффективен с точки зрения выполняемых задач и более распространён в России, и поэтому заказчику намного проще найти новую команду поддержки.
Кстати, скорость устранения инцидентов — ещё один важный пункт, который нужно фиксировать в документах. Часто она связана именно с выбором технологического стека. И заказчику важно знать, как долго он будет ждать устранения проблем. Мы в Uplab всегда прозрачны в этом вопросе и всегда заранее предупреждаем о сроках, в которые будут проведены работы.
Детализированная смета — удобный инструмент для синхронизации
Прозрачная смета, разложенная по этапам, помогает заказчику понять, что вложено в каждую стадию: аналитику, проектирование, дизайн, разработку и внедрение. В список уже внесены все нужные работы, и они не станут сюрпризом ни для подрядчика, который ещё этого не делал, ни для заказчика, которому о них не рассказали, а потом попросят деньги. При этом разделение на этапы у разработчиков может быть разным, важны главные принципы: последовательность, прозрачность, понятные и подробные описания.
Комментарии к статье
Комментарии: 0