Что такое MVP?
Ключевой момент идеи MVP заключается в том, что компания производит реальный товар, который затем поставляет на рынок. Это может быть одностраничный сайт или, на вид, полностью автоматизированная услуга, которая в действительности выполняется вручную. Разработчики наблюдают за поведением людей, впервые использующих услугу. На основе информации, полученной в ходе эксперимента, команда продолжает, корректирует или отменяет работу над продуктом.
Однако получение обратной связи от ЦА — не единственная польза от реализации MVP в бизнес-стратегии. Тестирование бета-версии на клиентах обеспечивает прямые и косвенные финансовые преимущества:
Почему MVP важен для успешного развития бизнеса?
По статистике, провальными оказываются около 70% стартапов. Отчасти неудачи связаны с выпуском бесполезных или несвоевременных товаров. Вспомнить, например, легендарную историю появления пакетиков-стикеров для сахара. Их изобретатель хотел упростить пользователям жизнь. Он предполагал, что посетители кафе смогут разламывать пакетики посредине и высыпать содержимое, не проронив ни крошки. Однако клиенты кафе продолжали по привычке отрывать уголок пакетика. Гениальная, на первый взгляд, идея оказалась совершенно бесполезной на практике. И хоть позднее стикеры получили популярность благодаря удобству транспортировки, они не принесли прибыли своему изобретателю.
Эта концепция основана на философии бережливого стартапа и подразумевает итеративный процесс построения цикла измерения—обучения до полного удовлетворения потребностей рынка. Начиная с минимально жизнеспособного продукта, команда сосредоточена на основных функциях и ценности предложенной идеи. Она чётко осознаёт наиболее важные задачи и реализует их в приоритетном порядке. Например, в случае с разработкой программного обеспечения программисты переходят к оптимизации пользовательского интерфейса только после выпуска минимально жизнеспособного продукта.
Типы MVP
Волшебник страны Оз (иногда называют MVP Флинстоуна)
Nick Swinmurn, основатель Zappos, доказал, что данная стратегия работает. В самом начале он ни доллара не потратил на покупку обуви и аренду склада. Он опубликовал фотографии обуви на сайте. Как только покупатели начали заказывать обувь, он пошел в магазин, купил нужную пару и отправил ее. Осознав, что проект жизнеспособен, он обновил функциональность сайта.
Консьерж MVP
Важное отличие консьерж MVP от типа «Волшебник страны Оз» состоит в том, что он направлен на генерацию идей о будущем продукта, предоставление услуги и общение с клиентом.
Разрозненный MVP
Groupon — отличный пример разрозненного MVP. Его основатель Andrew Mason запустил сайт на WordPress, где вручную размещал изображения еды каждый день. Он генерировал предложения в виде PDF-документов, используя AppleScript, и отправлял их по электронной почте через Apple Mail. Так он подтвердил гипотезу Groupon.
Продукт с одним параметром
Независимо от того, какой тип MVP вы выберете, для создания минимально жизнеспособного продукта вам потребуется выполнить несколько основных шагов.
Пошаговое руководство по построению MVP
Мы предлагаем пошаговое руководство по проверке вашей идеи и превращению ее в продукт. Вы сможете создать MVP за семь шагов. Шаг 0 — введение в основные принципы и методы. Восьмой и девятый шаги — о подходах к управлению проектами.
Шаг 0. Подтвердите базовые принципы и методы MVP
1. Попробуйте потратить как можно меньше денег и усилий. Основная идея MVP — сокращение времени и ресурсов, необходимых для проверки вашей бизнес-идеи. Определите простейший тип MVP, достаточный для получения обратной связи, и придерживайтесь его.
2. Сосредоточьтесь на повышении уровня осведомленности. Задействуйте как можно больше информационных каналов для того, чтобы гарантировать себе необходимое количество первых пользователей. Это может быть сделано с помощью вашей PoC-деятельности.
3. Проведите предпродажу продукта. Вы можете использовать Kickstarter и другие краудфандинговые платформы или продать напрямую ваш продукт для достижения двух главных целей. Первая и самая важная из них — получить обратную связь, а вторая — вложить деньги в дальнейшее развитие. Так вы сможете понять, нравится ли людям концепция продукта.
4. Интервьюируйте пользователей постоянно. Независимо от того, на каком шаге вы находитесь, интервьюируйте своих потенциальных клиентов, чтобы затем внести корректировки в начальную блок-схему. Продолжайте проводить собеседование до перехода со стадии MVP к версии 1.0. После этого вы также должны следовать этой практике, но расширять ее с помощью A/B-тестирования и других современных методов. Вы можете использовать формы онлайн-исследований или разговаривать с покупателями лицом к лицу. Формулирование правильных вопросов поможет вам не только изучить проблемы пользователей, но и выяснить, стоит ли их вообще решать. Спросите, что беспокоило пользователей, когда они сталкивались с проблемами. Пусть они расскажут вам, что их не устраивало в решениях, которые они использовали.
5. Настройте петлю обратной связи. Обратная связь, которую вы получаете посредством интервью или одного из других каналов, должна быть систематической, иметь реальное, сиюминутное воздействие на ваш продукт. Отслеживайте все отзывы, обобщайте и конвертируйте их в идеи для дальнейших задач команды.
6. Создайте лендинг. Страница должна содержать описание продукта и его функции, а также форму регистрации с бесплатными и платными решениями. С помощью лендинга вы сможете определить оптимальную стоимость своего продукта.
7. Используйте социальные сети. Такие платформы, как Facebook, Reddit и YouTube станут самыми эффективными источниками информации при условии, что вы располагаете достаточным вниманием аудитории. Также рекомендуем использовать инструменты ведения блога: собственные или публичные, как Medium.
8. Запустите рекламную кампанию. Используйте Google, Facebook и Twitter, чтобы проследить, доходит ли MVP до целевой аудитории. Эти рекламные площадки обладают очень гибкими возможностями сегментации, поэтому вы сможете протестировать гипотезы, настроив несколько узких пользовательских сегментов.
Шаг 1. Обозначьте проблему, которую хотите решить
Шаг 2. Определите целевую аудиторию и сузьте ее
Представления об образе жизни интересной вам аудитории помогут понять, сможет ли ваш будущий продукт решать проблемы потенциальных покупателей, с которыми они сталкиваются регулярно.
Шаг 3. Проанализируйте конкурентов
1. Определите своих конкурентов. Проанализируйте трех главных игроков рынка, узнайте, как долго они существуют на нем, какие продукты и услуги предоставляют. Определите, есть ли у них конкурентные преимущества и оцените свою способность предложить что-то лучшее.
2. Охарактеризуйте их долю на рынке. Исследуйте их прошлые и текущие стратегии, объем продаж, доходы, финансовые и маркетинговые цели. Эти данные помогут вам понять, насколько они успешны и рентабельны.
3. Используйте первичные и вторичные источники информации. Информация, которой компании делятся сами, — первичный источник, наиболее надежный для проведения анализа. Посетите веб-сайты компаний, изучите презентации, «белые книги», годовые отчеты, блоги, рекламные материалы и другие публикации. Вторичные источники информации — статьи в журналах и газетах, видеоролики, отчеты и книги — формируют общественное мнение об игроках рынка. Хотя эти источники могут быть менее надежными, чем первичные, они дают наиболее полное представление об отрасли.
4. Копайте глубже. Не стесняйтесь посещать деловые мероприятия, в которых участвуют конкуренты, устанавливайте контакты, пользуйтесь продуктом конкурентов и анализируйте отзывы.
5. Пользуйтесь программами аналитики. Различные онлайн-инструменты для конкурентного анализа сделают вашу жизнь проще. Такие сервисы, как Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie или AppFollow собирают данные о сайтах и приложениях. С их помощью вы сможете узнать о популярности приложения / сайта конкурентов, об их ежемесячном трафике, интересах аудитории, географическом местоположении клиентов, а также похожих продуктах. Некоторые из существующих инструментов предоставляют базовую информацию бесплатно. Другие, как Moz и SensorTower, на условиях подписки.
Когда вы знаете слабые и сильные стороны ключевых конкурентов, вы сможете понять, что сделает ваш продукт уникальным на рынке и что ему не хватает, чтобы таковым стать.
Шаг 4. Сделайте SWOT-анализ
SWOT-анализ помогает компаниям анализировать конкурентов и выбирать стратегию позиционирования на рынке.
Шаг 5. Определите карту путей пользователя
Карта путей пользователей — руководство с требованиями к контенту и дизайну сайтов / приложений. При построении хорошей карты путей пользователей вы должны понимать, что хотят получить клиенты при использовании вашего продукта. Убедитесь, что вы предоставили пользователям дополнительную информацию и выясните возможные недочеты, которые могут помешать им перейти на следующий шаг.
Давайте на примере доставки еды навынос из местных ресторанов рассмотрим список задач, которые пользователи должны решить, чтобы достичь основной цели. Путь пользователя будет следующим: формирование заказа, управление заказом, оплата еды, получение заказа. После того, как шаги обозначили, необходимо определить функции для каждого из них.
Шаг 6. Составьте список функций с градацией по приоритету
Пользовательские истории — двойственный подход к управлению историями пользователей. Он позволяет сосредоточиться на отдельных частях функциональности и в то же время не терять полного представления о продукте.
Методика направлена на то, чтобы помочь разработчикам выбирать полезные функции с точки зрения пользователей. Ее автор и практик Jeff Patton считает, что описание функций должно содержать действие, выполняемое человеком.
Мы перечислили 4 шага, которые пользователи совершают с помощью нашего продукта: формирование заказа, управление заказом, оплата еды, доставка заказа.
Сейчас мы должны описать функции для каждого шага и записать их на карточках. Например, чтобы настроить заказ, пользователь может:
После того, как вы упорядочили функции в соответствии с их приоритетом, начертите вертикальную линию и разместите их в нужной последовательности. Самое важное и часто используемое поставьте в верх списка, остальное — разместите снизу.
Шаг 7. Определите объем MVP
В некоторых случаях MVP совпадает с каркасом, а иногда обладает ограниченной функциональностью. Чтобы понять, какие есть отличия между каркасом, минимально жизнеспособным продуктом и его дальнейшей концепцией, вы должны классифицировать функции.
Начертим линию, чтобы отделить главные функции от несущественных. Функции, которым вы даете наивысший приоритет, представляют минимально жизнеспособный продукт. Остальные могут быть добавлены после развертывания MVP и анализа обратной связи.
Шаг 8. Выберите наиболее подходящий метод управления и разработки MVP
Выбор одного из итеративных подходов к разработке имеет решающее значение, поскольку позволяет создавать последовательный цикл обратной связи.
Шаг 9. Используйте альфа- и бета-тестирование
Если вы собрали достаточно отзывов, можете обновить продукт, затем снова протестировать его и получить обратную связь. Количество циклов «создания-тестирования-обучения» и их временные рамки зависят от продукта. После того, как вы завершили несколько циклов, можете вернуться к шагу 0, изменить направление или продолжить итеративное улучшение вашего продукта.
Примеры MVP в различных отраслях
Например, в 1999 году Ник Суинмурн задумал продавать обувь через интернет, поэтому ему потребовался полноценный сайт Shoesite.com. Он запустил бизнес без каких-либо запасов или инвентаря, покупая продукцию под каждый оформленный заказ. Это дало ему возможность с низким уровнем риска проверить свою идею, не затрачивая средства на пополнение складских запасов. Вскоре Shoesite.com превратился в компанию Zappos, которую Amazon приобрел в 2009 году.
Чуть больше усилий к реализации своей концепции приложили создатели Uber. Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик были разочарованы высокими расценками в такси Сан-Франциско. В 2010 году они запустили UberCab, простое приложение для iPhone, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки лимузин по цене лишь в 1,5 раза выше стоимости городского такси. Изначально проект охватывал ограниченную территорию и, очевидно, предназначался для ограниченной целевой аудитории. Однако бета-версия помогла создателям донести ценность идеи и получить год спустя первые крупные инвестиции.
Один из самых простых в реализации MVP представили в 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа. Они не могли платить за квартиру-лофт в Сан-Франциско и решили проверить, существует ли спрос на аренду комнат напрямую от хозяина. Предприниматели создали простой MVP, который был не чем иным, как одностраничным сайтом с фотографиями собственной квартиры. Так был основан ныне всемирно известный Airbnb.
MVP и PoC: в чем разница
Прежде всего, доказательство правильности концепции — не ранняя версия продукта. PoC в разработке программного обеспечения описывает процессы, направленные на выяснение того, жизнеспособна ли концепция программного обеспечения технически. Команда также может выбрать этот подход с целью определения необходимого объема работы и лучших технологий разработки, выявления возможных технических проблем и поиска их решений.
Drew Houston, основатель Dropbox, сделал объяснительное видео и рассказал в нем, как должен работать Dropbox. Около 75 000 человек подписались на него в первую же ночь. Подобный метод может быть реализован с помощью блога, в котором вы делитесь с аудиторией идеями о продукте, который планируете разработать. Хоть и некоторые относят доказательство правильности концепции к MVP, мы склонны классифицировать эту трактовку отдельно как PoC.
Термины MVP и PoC взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы. Доказательство правильности концепции, реализуемое оптимальным образом, становится минимально жизнеспособным продуктом.
Комментарии к статье