История голосового управления
Первый массовый продукт по распознаванию речи выпустили в 1990 году — это была программа Dragon Dictate. В 1994 году был представлен IBM ViaVoice, а в 1995 году Bell представила телефонную систему Val для автоматизации работы диспетчеров и маршрутизации звонков. В 1996 году SRI развернул интерактивное программное обеспечение голосового ответа.
В 2001 году Microsoft представила Windows и Office XP speech, в которых использовалось распознавание речи в модуле «Альтернативный ввод». В 2007 году голосовое управление появилось у всей операционной системы Windows в версии Vista, также Microsoft выпустила мобильный голосовой поиск для Live Search (впоследствии переименован в Bing).
В 2008 году Google запустил первое приложение голосового поиска для iPhone, которое в 2012 году эволюционировало в персонального ассистента Google Now для Android. К 2011 году словесная и фонетическая база данных на серверах насчитывала уже около 230 миллиардов слов на разных языках мира. В то же время функцию голосового поиска получил и фирменный браузер Google Chrome.
В том же 2011 году на презентации iPhone 4s объявили о полной интеграции голосового помощника SIRI в iOS. В апреле 2014-го Microsoft представил голосового помощника Cortana. Она по умолчанию установлена на компьютерах, мобильных устройствах с операционной системой Windows 10 и на игровых консолях Xbox One. В том же году Amazon представила своего голосового помощника Alexa и умную колонку Amazon Echo, которая отличилась тем, что может управлять множеством устройств в рамках системы «умный дом».
В 2016 году на презентации Google I/O был представлен Google Assistant — умный персональный помощник. Он стал частью умной колонки Google Home и смартфонов Pixel. Сейчас функция работает на устройствах под управлениях Android по всему миру. В 2017 году российская компания представила голосового помощника «Алиса», а в 2018 собственную умную колонку «Яндекс.Станция».
Технология
Если на вашем устройстве есть функция голосового поиска, вы можете вводить поисковые запросы без использования клавиатуры. А также искать информацию, товары, услуги, отдавать команды электронным помощникам.
При голосовом запросе автоматическая система распознавания речи (ASR system) преобразовывает звуковой сигнал в текст. Затем поисковая система или приложения обрабатывают его и выдают результат.
У «Яндекс» есть собственная система распознавания речи Yandex SpeechKit, которая используется более чем в 400 приложениях. Голосовой поиск доступен в сервисах «Навигатор», «Город», «Карты», а также в браузере. Кроме того, есть бесплатный виджет голосового поиска «Яндекс.Строка». Также российская компания активно внедряет своего голосового помощника «Алису» в браузеры и электронные устройства.
Системы от Google и «Яндекс» работают на базе искусственного интеллекта и с применением нейронных сетей. Они постоянно самообучаются и совершенствуются. Искусственный интеллект собирает данные миллионов образцов и на их основе создает модели. Впоследствии все новые запросы сравниваются с ними.
Голосовой поиск и помощники работают в смартфонах с ассистентами «Google Ассистент», «Яндекс.Алиса», Siri, Alexa, Cortana, Samsung Bixby, а также в «умных» колонках Google Home, Amazon Echo, Apple HomePod и других. С помощью голосового помощника можно определить или включить песню, узнать погоду, построить маршрут, вызвать такси, найти ближайшее кафе или совершить какое-то действие на компьютере.
Как используют голосовое управление
Исследование было заказано Google и выполнено Northstar Research, глобальной консалтинговой фирмой. Она изучила привычки голосового поиска со смартфонов у 1400 американцев старше 13 лет (400 подростков 13−17 лет и 1000 взрослых старше 18).
Статистика
Влияние на бизнес
К примеру, пользователь спрашивает: «OK Google, где здесь можно поесть пиццу?». В ответ голосовой ассистент посоветует ближайшее заведение. Очевидно, если вы владелец бизнеса и вас нет в Google My Business, вас не будет на карте и система вас не порекомендует.
В апреле 2018 BrightLocal провели исследование, согласно которому чаще всего пользователи ищут кафе и рестораны, продуктовые магазины, доставку еды, магазины одежды и отели. При этом 58% потребителей использовали голосовой поиск, чтобы найти информацию, привязанную к конкретной местности. За последние 12 месяцев 46% пользователей голосового поиска ежедневно ищут местные компании. В основном спрашивают адрес, телефон, контакты, способы добраться и время работы.
Комментарии к статье
Комментарии: 0