Article title
8 мая 2018

Как снять деловой фоторепортаж

Маркетологам, PR-специалистам, журналистам и редакторам нередко приходится выступать в смежных ролях. Чаще всего — в роли фотографа, когда нужно подготовить яркий и развернутый пост-релиз. Рассказываем, как успешно выйти из ситуации, когда профессионального фотографа на мероприятии нет, а съемка нужна.

Алексей Семенов
редактор
Хорошая фотография — значит технически и эстетически качественная. Технически она должна быть резкой, четкой, с естественными цветами. Красивая фотография учитывает правила композиции, работу со светом и цветом.

Набор фотографий с мероприятия — еще не репортаж. Просто качественные снимки с места событий называют фотоотчетом — чтобы его сделать, достаточно уметь работать с камерой в полуавтоматических или автоматическом режимах.

Фоторепортаж — отдельный жанр искусства и он имеет свои правила. Во-первых, это всегда рассказ из снимков. Во-вторых, это авторский взгляд на происходящее. Задача фотографа здесь — показать мир «своими» глазами.
Фоторепортажи бывают двух видов: тематические и событийные.
  • Тематические больше относятся к искусству — это стрит-фото и фотосерии, которые могут быть растянуты во времени и объединены какой-то темой.
  • Событийные — репортажи с места событий. Это свадебная и коммерческая фотосъемка, корпоративная, спортивная и новостная журналистика.
Нас интересует именно корпоративный, событийный репортаж. По сути это фотожурналистика — ваша задача передать зрителю атмосферу происходящего. Для этого профессиональные фотографы используют ряд приемов. О них мы и поговорим.
Кадр из репортажа

Техника и подготовка

Событийный фоторепортаж — один из самых сложных жанров. Вот почему:
  • Событие происходит единожды — его нельзя повторить.
  • Время ограничено.
  • Непредсказуемый свет или погода.
  • Возможные форс-мажоры.
  • Высокие требования к технике и фотографу.
В первую очередь стоит позаботиться о технике:
  • Камера должна быть с качественной матрицей. Подойдет зеркальная или полупрофессиональная беззеркальная.
  • Объективы должны охватывать максимально возможный диапазон фокусных расстояний. Подойдут качественные, светосильные зумы: стандартный, телевик и широкоугольник.
  • Нужна накамерная вспышка с рассеивателем или отражателем.
  • Рекомендуем иметь двойной набор расходных материалов: флешек, батареек, аккумуляторов. Непростительно, если к середине мероприятия репортаж неожиданно оборвется.
Также позаботьтесь о месте и времени:
  • Вы должны знать сценарий: ключевые моменты, что стоит показывать, а что нет.
  • Приходите заранее: нужно осмотреть место, оценить обстановку, освещение.
  • Составьте маршрут: где и когда нужно быть обязательно, как можно перемещаться, как не мешать другим фотографам и участникам.
Чем лучше вы подготовитесь, тем проще будет на мероприятии.

Съемка

Основная задача — максимально рассказать о событии. Поэтому вы должны создать фотоисторию, своего рода мини-фильм, где нужно показать:
  • Общие планы — место, где происходит мероприятие.
  • Ключевые моменты — события, ради которых все затевалось.
  • Подробности — небольшие заметки о вещах, которые привлекли ваше внимание.
  • Эмоции — живые реакции участников.
Репортаж, который следует этой схеме, даст зрителю ответы на все основные вопросы.

Художественные приемы съемки

Помимо структуры, репортажу нужно живое содержание — то, что развлекает зрителя. Для этого при съемке используют несколько приемов:
  • Смена планов — общие, крупные, средние, портреты героев, детали.
  • Чередование горизонтальных и вертикальных кадров: разные форматы позволят выгодно компоновать их в материале.
  • Дублирование кадров — один и тот же момент снимают с разным фокусным расстоянием, чтобы потом выбрать лучший. Это легко сделать с помощью зум-объектива.
  • Съемка сериями — для того, чтобы можно было выбрать кадр и не упустить момент.
  • Правила композиции — оставляйте пространство перед людьми, ищите ракурсы, используйте правило третей.
Правило третей — композиционное правило золотого сечения, при котором объекты располагаются на трети снимка: чуть ниже или выше центра, либо слева или справа от него. Это нужно, чтобы взгляд мог блуждать по картинке, таким образом создаются акценты и развитие сюжета.


Серия фотографий со сменой планов, форматов и ракурса
На всех кадрах соблюдено правило третей — объект съемки располагается не по центру, а чуть выше или сбоку.


Дублирование и съемка серией

Техническое качество съемки

  • Избегайте смазанных кадров — лучше повысить светочувствительность (ISO) и получить шумы.
  • Следите за фокусировкой — важный объект должен попасть в зону резкости.
  • Если необходимо, используйте дополнительный свет — вспышки, отражатели, софтбоксы, видеосвет и т.д.
  • Следите за экспозицией снимка — он не должен быть темным или пересвеченным. Здесь можно довериться автоматике камеры.
Если дополнительным светом пользоваться нельзя, постарайтесь использовать камеру с высокими рабочими ISO. Обычно это полнокадровые камеры — они позволяют снимать в темных помещениях с естественным светом и без вспышки.

Советы:

  • В начале мероприятия можно снимать крупноплановые портреты — пока гостей мало, помещения будут выглядеть пустыми.
  • Тогда же можно снять детали интерьера, брендинг, оформление, сервировку столов, логотипы, рекламу и пр.
Портреты участников
Детали и реклама
  • Следите за людьми — старайтесь снимать моменты встречи, улыбки, беседу.
  • При групповых портретах делайте несколько дублей — кто-то обязательно моргнет или откроет рот. Или попросите всех крикнуть что-то смешное под ваш счет.
  • Ловите энергетический пик мероприятия, когда все участники охвачены единой позитивной эмоцией.
  • Больше смотрите по сторонам, а не в камеру. Постоянно двигайтесь.
  • Улыбайтесь — это всех расслабляет.
Разноплановые фотографии общения с клиентами передают атмосферу события

Отбор фотографий

Отбор — это второй важнейший этап после съемки. Из сотен снимков нужно выбрать лучшие и из них составить историю. При этом стремиться нужно к лаконизму — избыточность хуже краткости.

Советы:

  • Удалите весь брак: смазанные и нерезкие кадры, с ошибками композиции, пересвеченные или слишком темные. Удалите все, что нельзя исправить или требует слишком сложной обработки.
  • Сначала выберите ключевые фотографии, к ним добавьте второстепенные.
  • Избегайте повторов, дублей и похожих фотографий. Выбирайте из серий лучшие с точки зрения ракурса и качества. Опираться можно на первое впечатление.
  • Отберите еще раз — проследите, чтобы были использованы все планы: крупные, средние и т.д.
  • Чередуйте фотографии по планам и ракурсу, то же касается вертикальных и горизонтальных кадров.
  • Стройте серию по сценарию: завязка-развитие-кульминация-развязка. Это идеальный вариант, но от него можно отступать.
Важно, чтобы вся серия снимков имела очевидную связь.

Обработка

Цель обработки — убрать недостатки, что-то исправить и в целом улучшить все фотографии. Важно — вам обязательно понадобится цвето- и светокоррекция, возможно кадрирование и увеличение насыщенности. Монтаж, ретушь, коллажи и сложная обработка не нужны.

Для ваших целей подойдет множество программ, самые распространенные — Lightroom и Capture One. Их ключевая особенность — пакетная обработка, то есть вы сможете автоматически скорректировать всю серию фотографий по заданным настройкам.

Требования к обработке:
  • Естественные цвета — особенно важно следить за цветом кожи.
  • Яркость и сочность — работа с фоторедакторами сделает ваши фотографии более привлекательными, но не увлекайтесь.
  • Баланс белого — он должен быть правильным. Не стоит уводить фотографии в холодные или неестественно теплые тона.
  • Вся серия должна быть одинаковой — выровняйте по свету, цветам, балансу белого.
Репортаж в едином стиле: грамотная экспозиция, ровные, спокойные цвета
Главные качества хорошего репортажа — он смотрится на одном дыхании и не надоедает. Фотографии должны быть яркими и достаточно качественными, однако при этом должны передавать действительность.
Важный момент — результат репортажа должен быть готов быстро. У вас в запасе есть не больше нескольких дней, а иногда часов — пока актуально событие. Фоторепортаж — это как раз тот случай, когда нужны и скорость, и качество.
В статье использованы кадры фоторепортажа семинара Uplab — «Как запустить продажи на полную мощность».
335

Поделитесь материалом с друзьями и коллегами

Комментарии к статье

+7 499 653 78 83