Article title
26 апреля 2018

Как Uplab работает по SCRUM

Зачем внедрять Scrum? Мы работаем по этому методу с 2016 года и нам есть, что рассказать. Делимся собственным опытом и результатами внедрения принципов гибкой разработки.

Сергей Вакатов
исполнительный
директор Uplab
Scrum — одна из гибких методологий разработки (agile software development), наряду с экстремальным программированием, DSDM и FDD.

Все методы Agile имеют общие принципы: работа выполняется итерациями, требования формируются динамически, рабочие группы из нескольких специалистов обеспечивают реализацию проектов за счет взаимодействия и самоорганизации.

Основа Scrum — эмпирический подход, который решает задачу разработки ценных продуктов в запутанной среде. Помимо разработки программного обеспечения Scrum используется в управлении и сопровождении проектов.

Схема работы

Принципы Scrum позволяют в ограниченные сроки и за небольшие по времени итерации, которые называют спринтами (sprints), предоставлять готовый результат. Порядок выполнения задач определяется приоритетом.

В Uplab спринты длятся неделю. Задачи распределяются командой на scrum-митинге. При этом учитываются пожелания проектного менеджера, который является product-owner — владельцем продукта — и отвечает перед клиентом.

Первым делом задачи по всем проектам попадают в бэклог — так называемый «список проблем». Они имеют приоритет от обычных до срочных. Команда берет задачи из бэклога и выполняет за одну итерацию, либо разбивает на подзадачи.

Более приоритетные получают статус срочных, «красных». Под такие задачи мы отводим от 30 до 50% времени в зависимости от отдела и команды. В некоторых направлениях срочных задач больше.

Степень загруженности команды определяется фокус-фактором — это процент времени, который предполагается потратить на выполнение определенных работ. Обычно он составляет 60−70% — остальное время закладывается на срочные и непредвиденные задачи.

Но, например, у разработчиков начальный фокус-фактор — 50%, потому что много задач «прилетает» по ходу работы в течение недели. Такое гибкое планирование позволяет не сдвигать сроки у запланированных проблем и при этом успевать выполнять срочные.

Scrum в Uplab

Мы используем основные принципы и подходы Scrum, но адаптируем их под свои нужды и задачи. Первая команда перешла на Scrum в октябре 2016 года. В качестве эксперимента специалисты работали таким образом 1,5 месяца, в то время как все агентство — по старой схеме. Эксперимент завершился удачно — мы решили перевести на новые «рельсы» всю команду. Основная масса сотрудников перешла на Scrum в течение 3−4 месяцев.

Мы используем кастомизированный, гибридный вариант Scrum. Разработка у нас ведется каскадным методом, который называют waterfall (водопад). Задачи исполняются до завершения. А в управлении проектами используем гибкую методологию. Мы приглашали профессиональных консультантов, которые внедрили инструменты управления проектами и обучили менеджеров. Кастомизация строилась от специфики бизнеса в digital.

Преимущества Scrum

  • Вырастает уровень клиентского сервиса и удовлетворенность клиента. Объем выполненных работ может быть одним и тем же, но если вы постоянно обещаете и не укладываетесь в сроки, вам доверяют все меньше.
  • Команда лучше понимает задачу. Это сказывается на качестве конечного продукта, снижается время на объяснение проблем и поиск ошибок. Во время scrum-митинга члены команды обмениваются мнениями.
  • Менеджеры становятся полноправными членами команды. Раньше у нас было противостояние производства и менеджеров. Одни считали, что производство отстает и не выполняет обещаний, другие полагали, что менеджеры ничего не понимают в работе.
Теперь менеджеры принимают участие в планировании — устанавливают приоритеты и договариваются между собой, если возникает конфликт интересов или сроков. Раньше все задачи шли сплошным потоком и могли мешать друг другу.

Что мы получили

Вот что можно улучшить с помощью Scrum:
  • Планирование. Мы спокойно прогнозируем работу команды на большие сроки, уверенно обещаем заказчикам и держим слово.
  • Распределение нагрузки. Количество свободных ресурсов определяет производство — команды берут ровно столько задач, сколько смогут выполнить, а в резервное время берут дополнительные или срочные задания.
  • Работу с ожиданиями. Нам важно, чтобы у клиента остались положительные впечатления от работы с нами. Поэтому делаем упор на качество, но следуем оговоренным срокам.
  • Коммуникации. Теперь каждый осознает свою роль в общем процессе, планирование и распределение работ стало прозрачнее. Улучшились коммуникации между командой, менеджерами и заказчиком.
Scrum — не панацея и не волшебная палочка, это всего лишь метод управления, который позволяет гибко управлять процессами. В первую очередь Scrum решает вопрос коммуникаций, во-вторых, позволяет сделать упор на качество работы. В-третьих, снимает проблему соответствия ожиданиям клиента.
Для себя мы решили так: лучше мы пообещаем меньше, но сделаем больше, лучше увеличим сроки, но сделаем точно. Резерв времени и гибкое планирование — это то, что позволяет нам сдерживать обещания.

Всем, кто решился ввести новые методы, мы рекомендуем настраивать их под себя. Выполнить конкретные бизнес-задачи гораздо важнее, чем строго следовать какой-то методологии. Зачастую вашим клиентам все равно, как и с помощью чего вы работаете. Главное — какой результат вы предоставите.
307

Поделитесь материалом с друзьями и коллегами

Комментарии к статье

+7 499 653 78 83