Как защитить коммерческую тайну
Article title

Как защитить коммерческую тайну

20 марта 2018
~ 10 минут на чтение
Алексей Семенов
редактор
Ценную информацию нельзя выносить за пределы компании. Особенно актуально это утверждение, если вы производите или используете нематериальные активы. Объясняем, как защитить свои права и избежать ситуации, когда конкуренты присваивают идею и используют ваши внутренние сведения против вас.
Часто российские компании заключают с партнерами, клиентами и прочими лицами, с которыми нет трудовых отношений, только договор NDA (Non-Disclosure Agreements) — соглашение о неразглашении. Он пришел к нам с Запада, где опирается на прецедентную юридическую практику. К сожалению, в нашей стране нет законов, которые регулируют подобные соглашения, поэтому суды зачастую не полностью, а то и вовсе не удовлетворяют иски на основании NDA.

Действующий в России инструмент юридической защиты — федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ. Он регулирует сохранение конфиденциальности в отношениях с сотрудниками, юридическими лицами и органами государственной власти. Такая тайна охраняется государством, за ее разглашение предусмотрены различные виды ответственности, вплоть до уголовной.

Что входит в коммерческую тайну

Коммерческая тайна — определенный режим конфиденциальности в компании, который на основании своей неизвестности позволяет получать коммерческую выгоду.

Скрываться могут любые сведения, недоступные третьим лицам: результаты интеллектуальной деятельности, ноу-хау, организационные, экономические, производственные и технические знания.

Информация, которую вы хотите отнести к коммерческой тайне, должна обладать рядом характерных признаков:
  • Дает возможность обладателю увеличить доходы, избежать расходов или сохранить положение на рынке товаров и услуг.
  • Не содержит государственную тайну.
  • Принадлежит данной компании и при этом не является собственностью иных лиц.
  • Доступ к ней ограничен обладателем.
Однако, чтобы тайна стала охраняться государством, нужно соблюсти ряд правил.

1. Определить перечень конфиденциальной информации

Статья 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» перечисляет информацию, которая не может быть конфиденциальной. К ней относятся сведения:
  • Из документов, которые дают право заниматься предпринимательской деятельностью.
  • О количестве работников, оплате труда, о наличии вакансий, условиях труда и т.д.
  • О долгах по заработной плате и иным выплатам.
  • О нарушениях противопожарной, санитарной, пищевой и другой безопасности.
  • О документах, которые подтверждают факт внесения записей в государственные реестры данных о юридических лицах и предпринимателях.
  • О нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности.
  • Об условиях конкурсов и аукционов по приватизации объектов.
  • Прочие сведения, которые необходимо раскрывать, согласно федеральным законам.
Режим коммерческой тайны может установить только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Вы обязаны предоставлять информацию по законным запросам органов государственной и муниципальной власти. Режим конфиденциальности при этом будет соблюдаться.

2. Ввести режим коммерческой тайны

После определения перечня конфиденциальной информации вам нужно:
  • Ограничить доступ к информации, установив регламент обращения с ней.
  • Определить список сотрудников, которые получат доступ к конфиденциальным данным.
  • Зафиксировать нормы о соблюдении коммерческой тайны в должностных инструкциях.
  • Нанести на материальные носители гриф «Коммерческая тайна» с реквизитами правообладателя.
  • Ознакомить сотрудников с нормами и перечнем информации, в отношении которой действует режим коммерческой тайны.
  • Получить письменное согласие сотрудников о сохранении тайны.
  • Вести контроль за соблюдением установленного порядка и получением сведений, определенных как конфиденциальные.
  • Создать условия для сохранения коммерческой тайны: выделить сейфы, специальные шкафы и помещения, ограничить доступ к электронным ресурсам, ввести шифрование сообщений и т.д.
Режим конфиденциальности устанавливается с момента вхождения в силу соответствующего приказа.

Права и ответственность

С установлением коммерческой тайны вы получите следующие права:
  • Разрешать или запрещать доступ к этой информации.
  • Требовать сохранения конфиденциальности от всех, кто получил такую информацию: партнеров, сотрудников и органов власти.
  • Защищать свои права в суде и требовать возмещения убытков.
Несоблюдение всех требований к установлению режима коммерческой тайны лишает вас ряда прав.
Конфиденциальность защищается в течение всего времени, на которое был установлен такой режим. То есть, если ваш сотрудник увольняется, он по прежнему обязан соблюдать коммерческую тайну в течение всего срока ее действия.
За нарушение режима коммерческой тайны можно привлекать к различным видам ответственности. При этом разные виды ответственности не взаимозаменяют друг друга, а дополняют. Это значит, что виновнику может грозить и материальная, и уголовная ответственность.

Возможные виды ответственности:
  • Дисциплинарная (п. 6 ч. 1 ст. 81 и ст. 192 ТК РФ). Замечание, выговор, увольнение.
  • Административная (ст. 13.14 КоАП РФ). Штраф до 1 тысячи рублей гражданам и до 5 тысяч рублей должностным лицам.
  • Полная материальная (п. 7 ст.243 ТК РФ). Возмещение ущерба.
  • Гражданско-правовая (ст. 1472 ГК РФ). Возмещение убытков, сюда, помимо прямого ущерба, входит упущенная выгода, если ее наличие будет доказано через суд.
  • Уголовная (ст. 183 УК РФ). Штраф до 1 миллиона рублей, исправительные, принудительные работы или лишение свободы до 3 лет. При нанесении крупного ущерба из корысти — штраф до 1,5 миллионов рублей, при тяжких последствиях — лишение свободы до 7 лет.
Как видно, ответственность за разглашение конфиденциальной информации компании предусмотрена самая серьезная.

В любом бизнесе есть информация, которую необходимо сохранить втайне. Обычно это сведения о клиентах и бизнес-партнерах, объемах продаж и стратегии на рынке, технологии производства, финансовой деятельности и другие. Режим коммерческой тайны позволяет максимально защитить компанию. Введите ее по всем правилам — даже если утечка информации произойдет, вы сможете компенсировать убытки и привлечь виновника к ответственности.
Читайте по теме
Алексей Семенов
3178
Оцените статью
()

Поделитесь материалом с друзьями и коллегами:

Комментарии к статье

Другие статьи в блоге
Статьи ~ 20 минут на чтение

G Suite: 33 полезные функции для бизнеса

838
24 апреля 2020
Статьи ~ 5 минут на чтение

Как работать из дома эффективно: лайфхаки от удаленщиков Uplab

916
31 марта 2020
Статьи ~ 20 минут на чтение

Как продвинуть интернет-магазин с помощью коммерческих факторов

1274
27 марта 2020
Статьи ~ 15 минут на чтение

Work From Home: полезные сервисы для удаленной работы

1219
24 марта 2020
Статьи ~ 30 минут на чтение

Теория ограничений систем Голдратта: как повысить эффективность бизнеса

2646
16 марта 2020
Статьи ~ 10 минут на чтение

Сайты электротехнической отрасли: разбираем лучшие практики

762
28 февраля 2020
Статьи ~ 15 минут на чтение

Как сделать качественный сайт электротехнической компании. Чек-лист

1186
27 февраля 2020
Статьи ~ 30 минут на чтение

30 сервисов, чтобы создать онлайн-курс и заработать на нем

11348
18 февраля 2020
Статьи ~ 15 минут на чтение

Наполнение сайта контентом без ошибок: чек-лист

2631
31 января 2020
Статьи ~ 20 минут на чтение

Как в Uplab разрабатывают сайты. Финальный этап

1221
24 января 2020
новое
Мы сделали постер
«Набор инструментов для организации работы компании в online»
Получить бесплатно
Закрыть
Спасибо
за обращение
Мы ответим вам
в ближайшее время.
Получить постер