Article title
20 марта 2018

Как защитить коммерческую тайну

Ценную информацию нельзя выносить за пределы компании. Особенно актуально это утверждение, если вы производите или используете нематериальные активы. Объясняем, как защитить свои права и избежать ситуации, когда конкуренты присваивают идею и используют ваши внутренние сведения против вас.

Алексей Семенов
редактор
Часто российские компании заключают с партнерами, клиентами и прочими лицами, с которыми нет трудовых отношений, только договор NDA (Non-Disclosure Agreements) — соглашение о неразглашении. Он пришел к нам с Запада, где опирается на прецедентную юридическую практику. К сожалению, в нашей стране нет законов, которые регулируют подобные соглашения, поэтому суды зачастую не полностью, а то и вовсе не удовлетворяют иски на основании NDA.

Действующий в России инструмент юридической защиты — федеральный закон
«О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ. Он регулирует сохранение конфиденциальности в отношениях с сотрудниками, юридическими лицами и органами государственной власти. Такая тайна охраняется государством, за ее разглашение предусмотрены различные виды ответственности, вплоть до уголовной.

Что входит в коммерческую тайну

Коммерческая тайна — определенный режим конфиденциальности в компании, который на основании своей неизвестности позволяет получать коммерческую выгоду.

Скрываться могут любые сведения, недоступные третьим лицам: результаты интеллектуальной деятельности, ноу-хау, организационные, экономические, производственные и технические знания.

Информация, которую вы хотите отнести к коммерческой тайне, должна обладать рядом характерных признаков:
  • Дает возможность обладателю увеличить доходы, избежать расходов или сохранить положение на рынке товаров и услуг.
  • Не содержит государственную тайну.
  • Принадлежит данной компании и при этом не является собственностью иных лиц.
  • Доступ к ней ограничен обладателем.
Однако, чтобы тайна стала охраняться государством, нужно соблюсти ряд правил.

1. Определить перечень конфиденциальной информации

Статья 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» перечисляет информацию, которая не может быть конфиденциальной. К ней относятся сведения:
  • Из документов, которые дают право заниматься предпринимательской деятельностью.
  • О количестве работников, оплате труда, о наличии вакансий, условиях труда и т.д.
  • О долгах по заработной плате и иным выплатам.
  • О нарушениях противопожарной, санитарной, пищевой и другой безопасности.
  • О документах, которые подтверждают факт внесения записей в государственные реестры данных о юридических лицах и предпринимателях.
  • О нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности.
  • Об условиях конкурсов и аукционов по приватизации объектов.
  • Прочие сведения, которые необходимо раскрывать, согласно федеральным законам.
Режим коммерческой тайны может установить только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Вы обязаны предоставлять информацию по законным запросам органов государственной и муниципальной власти. Режим конфиденциальности при этом будет соблюдаться.

2. Ввести режим коммерческой тайны

После определения перечня конфиденциальной информации вам нужно:
  • Ограничить доступ к информации, установив регламент обращения с ней.
  • Определить список сотрудников, которые получат доступ к конфиденциальным данным.
  • Зафиксировать нормы о соблюдении коммерческой тайны в должностных инструкциях.
  • Нанести на материальные носители гриф «Коммерческая тайна» с реквизитами правообладателя.
  • Ознакомить сотрудников с нормами и перечнем информации, в отношении которой действует режим коммерческой тайны.
  • Получить письменное согласие сотрудников о сохранении тайны.
  • Вести контроль за соблюдением установленного порядка и получением сведений, определенных как конфиденциальные.
  • Создать условия для сохранения коммерческой тайны: выделить сейфы, специальные шкафы и помещения, ограничить доступ к электронным ресурсам, ввести шифрование сообщений и т.д.
Режим конфиденциальности устанавливается с момента вхождения в силу соответствующего приказа.

Права и ответственность

С установлением коммерческой тайны вы получите следующие права:
  • Разрешать или запрещать доступ к этой информации.
  • Требовать сохранения конфиденциальности от всех, кто получил такую информацию: партнеров, сотрудников и органов власти.
  • Защищать свои права в суде и требовать возмещения убытков.
Несоблюдение всех требований к установлению режима коммерческой тайны лишает вас ряда прав.
Конфиденциальность защищается в течение всего времени, на которое был установлен такой режим. То есть, если ваш сотрудник увольняется, он по прежнему обязан соблюдать коммерческую тайну в течение всего срока ее действия.
За нарушение режима коммерческой тайны можно привлекать к различным видам ответственности. При этом разные виды ответственности не взаимозаменяют друг друга, а дополняют. Это значит, что виновнику может грозить и материальная, и уголовная ответственность.

Возможные виды ответственности:
  • Дисциплинарная (п. 6 ч. 1 ст. 81 и ст. 192 ТК РФ). Замечание, выговор, увольнение.
  • Административная (ст. 13.14 КоАП РФ). Штраф до 1 тысячи рублей гражданам и до 5 тысяч рублей должностным лицам.
  • Полная материальная (п. 7 ст.243 ТК РФ). Возмещение ущерба.
  • Гражданско-правовая (ст. 1472 ГК РФ). Возмещение убытков, сюда, помимо прямого ущерба, входит упущенная выгода, если ее наличие будет доказано через суд.
  • Уголовная (ст. 183 УК РФ). Штраф до 1 миллиона рублей, исправительные, принудительные работы или лишение свободы до 3 лет. При нанесении крупного ущерба из корысти — штраф до 1,5 миллионов рублей, при тяжких последствиях — лишение свободы до 7 лет.
Как видно, ответственность за разглашение конфиденциальной информации компании предусмотрена самая серьезная.
В любом бизнесе есть информация, которую необходимо сохранить втайне. Обычно это сведения о клиентах и бизнес-партнерах, объемах продаж и стратегии на рынке, технологии производства, финансовой деятельности и другие. Режим коммерческой тайны позволяет максимально защитить компанию. Введите ее по всем правилам — даже если утечка информации произойдет, вы сможете компенсировать убытки и привлечь виновника к ответственности.
282

Поделитесь материалом с друзьями и коллегами

Комментарии к статье

+7 499 653 78 83